КЛЕРМОНСКИЙ СОБОР - Страница 5

Сведения о проповеди папы Урбана II, посвящённой Крестовым походам, сохранились в нескольких источниках, но в каждом из них есть особая версия. В самом раннем источнике – анонимном сочинении «Деяния франков» («Gesta Francorum», около 1100 г.) содержится только краткий пересказ проповеди. Подробнее она изложена в сочинении Фульхерия Шартрского «Иерусалимская история» (между 1100 и 1105 гг.). Согласно Фульхерию Шартрскому, папа сначала обратился к клирикам и сказал о необходимости церковных реформ, о недопустимости симонии, об отлучении от церкви воров и поджигателей домов (эта часть проповеди, как  полагают исследователи, была составлена Фульхерием Шартрским на основе постановлений Клермонского собора; есть буквальные совпадения). Во второй части проповеди папа говорил о нападениях турок и необходимости защитить восточных христиан. Всем, кто погибнут в походе, папа обещал немедленное отпущение грехов. Подчёркивалось, что участие в Крестовом походе даёт возможность тем, кто раньше сражались со своими братьями и родственниками, стать воинами Христа. У Роберта Монаха в «Иерусалимской истории» (1107 г. или между 1110 и 1118 гг.) речь папы была представлена как обращение к французам: сначала понтифик упомянул о красоте французских земель, напомнил о славе франкских императоров Карла Великого и Людовика Благочестивого, потом воспел красоту Святой земли, подобной земному раю. По словам папы, французы воюют друг с другом потому, что у них слишком мало земли, им следует завоевать территорию нечестивого народа. Урбан II указал на святость Иерусалима, места Страстей Господних: тот, кто отправится в поход, чтобы освободить Иерусалим от неверных, очистится от грехов. Роберт Монах отмечал, что после окончания папской проповеди толпа стала кричать: «Это угодно Богу» («Deus vult»), что впоследствии стало девизом крестоносцев. Согласно Бальдерику, архиепископу Дольскому, другу и покровителю Роберта Монаха, папа Урбан II начал проповедь со слов о том, как страдают христиане в Иерусалиме и Антиохии, как турки превращают христианские церкви в конюшни и поклоняются идолам в Храме Соломона. Папа призвал следовать примеру ветхозаветных израильтян и сражаться с язычниками, а не убивать друг друга. Епископам надлежит возвестить об этом в своих диоцезах, в проповедях призывать к походу на Иерусалим и молиться о победе. По мнению Г. Штрака, Роберт Монах и Бальдерик Дольский отредактировали речь папы так, чтобы она была более актуальной для современной им ситуации, и раскрасили её риторическими оборотами, что сделало их версии более популярными в последующие века, однако свидетельство Фульхерия Шартрского в большей мере отражало оригинал. Поскольку папа Урбан II не готовил военную операцию, а призывал к религиозному движению, во главе похода по его замыслу должен был встать легат Адемар Монтёйский, епископ Ле-Пюи. Призыв папы ознаменовал начало новой эпохи в истории средневековой Западной Европы, положив начало Крестовым походам. Известное и раньше понятие «священная война» было переосмыслено. Папа представил поход на Восток как покаянное паломничество, уподобив воина-крестоносца Христу, идущему в Иерусалим, чтобы принести Крестную жертву. Участники Крестового похода получали индульгенцию, освобождающую их от наказания за грехи (епитимии; само отпущение грехов совершалось в таинствах, поэтому в посланиях Урбан II отмечал необходимость для крестоносцев исповедоваться).



 
PR-CY.ru