КЛЕРМОНСКИЙ СОБОР - Страница 2

Исследователи отмечают, что текстуальная традиция канонов Клермонского собора запутанна; издания соборных решений, предшествовавшие работе Р. Сомервилла, в настоящее время считаются устаревшими. Р. Сомервилл, проанализировав весь корпус источников, выделил несколько редакций канонов. К числу наиболее важных он относит сборник документов, связанных с деятельностью епископа Ламберта и историей отделения диоцеза Аррас от Камбре (оригинал хранился в библиотеке кафедрального собора Арраса, но был утерян; в настоящее время исследователям доступны две копии XVII в.; в Риме хранится дефектная копия канонов Клермонского собора в каноническом сборнике XVI в., который кардинал Цезарь Бароний использовал в работе над соответствующим томом «Церковных анналов»). К редакции, зафиксированной в книге епископа Ламберта, исследователи относят также две рукописи XII в. Вторая по значимости редакция представлена в «Собрании канонов в девяти книгах», составленном Иоанном, епископом Теруана (рукопись XII в.). В юности он изучал право вместе с Иво Шартрским и некоторое время был архидиаконом епископа Ламберта Аррасского. Исследователи полагают, что каноны Клермонского собора в этот сборник попали из другого источника, не зависимого от сборника Ламберта, но при этом имеют с ним много буквальных совпадений. Р. Сомервилл выделил «англо-нормандскую» традицию канонов Клермонского собора, которая получила отражение в описаниях Уильяма из Малмсбери (в сочинении «De gestis regum Anglorum», около 1124 г.) и Ордерика Виталия (в «Церковной истории», 1109–1141 гг.). Исследователям известно, по крайней мере, четыре рукописи XII в. с канонами Клермонского собора в редакции, использованной указанными авторами. К числу важных источников сведений о работе Собора исследователи относят фрагменты канонов в составе «Liber censuum» и сборника канонов в рукописи XII в. Клермонский собор принял около 30 канонов; исследователи отмечают, что в разных сборниках их порядок и содержание не совпадают. Собор начался с провозглашения «Божьего мира» («pax Dei, treuga Dei, trevia Dei»), под которым подразумевался запрет на военные действия и на насилие по отношении к безоружным (клирикам, монахам, женщинам, в некоторых источниках к этим категориям добавляются купцы и паломники) в определённые дни и периоды церковного календаря (согласно Уильяму из Малмсбери, «Божий мир» был объявлен от начала Адвента до октавы Епифании, от воскресенья Семидесятницы до октавы Пасхи, от первого дня Рогаций до октавы Пятидесятницы и на каждой неделе от захода солнца в среду до утра понедельника). Исследователи отмечают, что в отдельных значимых рукописях упоминается об индульгенциях крестоносцам (в некоторых манускриптах в конце канонов дополнительно указано, что «Божий мир» распространяется на имущество крестоносцев). В большей части канонов Клермонского собора воспроизводятся те положения, которые были приняты предшествующими Соборами и составляли основу григорианской реформы: запрет симонии, запрет мирянам совершать инвеституру клириков, обязательный целибат для клириков, укрепление церковной дисциплины. Ключевая задача Клермонского собора выражена в одном из первых канонов так: «Церковь должна быть чистой по вере и свободной от всякого рабского служения (мирским властям)».

 



 
PR-CY.ru