КАТАНСКИЙ Александр Львович - Страница 11

В «Церковном вестнике» А.Л. Катанский публиковал множество заметок, библиографических отзывов о книгах, описаний юбилеев, некрологов, полемических и иного содержания статей, обозрений журналов и проч. В годы его редакторства новые отделы журнала («Мнения печати» и «Обозрение епархиальных ведомостей») составлялись большей частью им самим. Впоследствии, как постоянный сотрудник издания, в течение многих лет он вёл разделы «Обозрение светских журналов» (с 1884 по 1888 гг.) и «Обозрение духовных журналов» (с 1888 по 1897 гг.). Участие в издании журнала и публицистическая деятельность А.Л. Катанского прервались в 1898 г. Только в смутные 1905–1906 гг. А.Л. Катанский вновь стал публиковать статьи. Так, в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» были напечатаны «Трёхчленная формула: православие, самодержавие и народность» (1905 г.), «К вопросу о самодержавии» (1906 г.) и «Несколько мыслей о воспитании народной воли согласно началам христианской православной веры и здравой педагогики». В воспоминаниях А.Л. Катанский писал, что первоначально обратился в редакцию «Церковного вестника», однако получил отказ и только после этого вынужден был отправиться в редакцию «Церковных ведомостей». Причина отказа – в содержании статей, т.к. А.Л. Катанский в годы первой русской революции открыто выступал в роли защитника самодержавия, критика республиканской формы правления. Манифест 17 октября А.Л. Катанский, проводя параллели с догматическим богословием, трактовал особым образом: подобно тому как Всемогущий Бог, создав человека со свободной волей, не желает насильно влиять на него и приводить в Царствие Небесное, но не перестаёт при этом быть Всемогущим, так и царь, разрешив созвать Государственную думу (которая фактически должна была ограничить царскую власть), не перестаёт быть самодержавным правителем государства, без решения которого не может быть принят ни один закон. А.Л. Катанский ратует за союз церкви и государства, при этом признаёт, что тот союз государства с православной церковью, который был, «не вполне нормален, неравноправен, одна сторона находится в порабощении у другой». Идею, что церковь не должна себя связывать ни с каким государством, А.Л. Катанский называет утопическим идеализмом. Эти три статьи, как последний аккорд публицистической деятельности А.Л. Катанского, представляют его общественно активным человеком с гражданской позицией, которую он смело отстаивает, несмотря на то что большинство даже в церковных кругах придерживалось противоположного мнения. А.Л. Катанский был избран почётным членом Санкт-Петербургской духовной академии (в 1896 г.), Казанской духовной академии (в 1897 г.), Московской духовной академии (в 1904 г.), Киевской духовной академии (в 1915 г.). 18 ноября 1913 г. А.Л. Катанский отпраздновал 50-летний юбилей своей научной и преподавательской деятельности. Юбиляр получил многочисленные поздравительные адреса, письма и телеграммы, как от духовных академий, так и от частных лиц: архиереев, священнослужителей, коллег-профессоров, учеников и т.д.

 



 
PR-CY.ru