КИРИЛЛ СКИФОПОЛЬСКИЙ - Страница 11

Для Кирилла Скифопольского их авторитет был непререкаем. Исследователи предполагают, что позиция Кирилла Скифопольского в богословских вопросах совпадала с мнением святых Евфимия и Саввы. Он сообщает, что ещё до начала Эфесского собора (431 г) преподобный Евфимий советовал епископу, как ему должно вести себя на Соборе: следовать во всём Кириллу Александрийскому и Мелитинскому епископу Акакию. По примеру преподобного Евфимия Кирилл Скифопольский без колебаний принял постановления четвёртого Вселенского собора. Преподобный Евфимий получил текст халкидонского ороса одним из первых в Палестине: его доставили присутствовавшие на Соборе ученики святого. Евфимий признавал единую Ипостась Бога Слова, «познаваемую из двух природ», божества и человечества, он не принимал в исповедании о Христе ни одно простое естество после соединения, как учил Евтихий, ни две ипостаси, согласно учению Нестория. Святой «точно знал разницу между природами и ипостасями, что природа и сущность обозначают родовое, а ипостась и лицо указывают на видовое», что единение совершилось по ипостаси, а не по прежде существовавшей душе и не по прежде созданной плоти. Характеризуя догматические взгляды преподобного Евфимия, Кирилл Скифопольский допускает, по мнению исследователей, ряд анахронизмов. Некоторые христологические формулировки, которые, по сведениям Кирилла Скифопольского, разделял преподобный Евфимий, отражают, скорее, официальное учение церкви в период правления императора Юстиниана, чем представления халкидонитской партии в середине V в. Житие преподобного Саввы традиционно рассматривалось как источник по истории оригенистских споров VI в. От того, насколько объективен Кирилл Скифопольский в своём изложении, во многом зависят как реконструкция исторических событий той эпохи, так и представление о его богословских взглядах. Активная фаза так называемых вторых оригенистских споров началась после смерти преподобного Саввы (ум. в 532 г.). Посвящённые данной теме последние главы Жития преподобного Саввы исследователи рассматривают в контексте рассказов о посмертных чудесах святого. Первые ростки оригенизма были обнаружены в Палестине в 514 г., когда из Новой лавры были изгнаны четыре монаха-оригениста во главе с Нонном, которые придерживались мнений, «выдуманных Оригеном, Евагрием и Дидимом». В 520 г. они были опять приняты в этот монастырь новым игуменом. Кирилл Скифопольский пишет, что их возвращение было тайным и до самой смерти преподобного Саввы они никак не проявляли своих симпатий к неправославным взглядам Оригена. Второе проявление оригенизма в окружении преподобного Саввы имело место за год до его смерти, когда в 531 г. он отправился в Константинополь по делам монастырей. Среди сопровождавших его монахов обнаружились некоторые (Кирилл Скифопольский не называет их по имени), придерживающиеся еретических взглядов Феодора, епископа Мопсуестийского; монах Леонтий Византийский, по мнению Кирилла Скифопольского, был тайным оригенистом, скрывавшим свои истинные взгляды под видом ревностного защитника Халкидонского собора. Преподобный Савва отлучил от своего сообщества как Леонтия, так и державшихся мнений Феодора Мопсуестийского и внушил императору Юстиниану искоренить и ту и другую ересь.

 



 
PR-CY.ru