КИРАКОС ГАНДЗАКЕЦИ - Страница 4

Тяжело переживая монголо-татарское нашествие и видя в этом признаки скорого наступления конца света, Киракос Гандзакеци пишет о том, что подтверждается «пророчество патриарха нашего святого Нерсеса, который предсказал гибель страны армян от племени стрелков. А мы собственными глазами видели разорение и муки, постигшие все страны». Он пишет, что его предшественники-летописцы начинали свои труды с описания истории царских или княжеских домов, он же обратился к патриаршеству св. Григора Просветителя, указав, прежде всего, имена католикосов и все значительные события, которые произошли в их служение. Он включил в повествование и сведения о произведениях, написанных в правление того или иного католикоса и поместил в первую главу «Истории Армении» своего рода краткую библиографию армянской литературы. Сжатый очерк порой превращается в пространные отступления, особенно когда речь заходит об известных армянских деятелях науки и искусства. Повествование соответствует хронологии служений армянских католикосов, содержит перечисления византийских императоров и персидских царей. Компилятивный и хронографический стиль первой части меняется на живое и яркое повествование о современности в третьей главе «О царствовании Левона на Западе». «История Армении» служила источником сведений для современников Киракоса Гандзакеци (Вардан Аревелци, Мхитар Айриванеци) и последующих армянских историков, ею пользовались и средневековые авторы из других стран, например, иранский историк Рашид ад-Дин (конец XIII – начало XIV вв.). Как и другие армянские исторические сочинения, книга Киракоса Гандзакеци включает ряд произведений других жанров, в том числе каноны и послания, принадлежащие другим авторам. Среди них «Послание о Символе веры Армянской Церкви» Нерсеса Шнорали 1165 г., «Наставление об исповедании веры» Ванакана Вардапета, а также фрагменты житийного характера, посвящённые Ованнесу Саркавагу, Ванакану Вардапету и Ованнесу Гарнеци. Эти тексты важны для исследования процесса формирования агиографических сочинений того времени. Отдельным компилятивным фрагментом исследователи считают и десятую главу «Краткое изложение истории страны Агванк, приводимое ниже в форме рассказа». Кроме того, «История Армении» содержит и ряд фольклорных сюжетов, например, легендарную историю коронации византийского императора Маврикия (582–602 гг.). Исследователи отмечают, что труд Киракоса Гандзакеци написан простым ясным языком. Важным вкладом Киракоса Гандзакеци в армянскую церковную культуру стали дополнения к Минологию. Он писал, что работал над ними 15-16 лет и закончил в 1268–1269 гг. в Киликии, когда ему было 66 лет. Обширная переписка Киракоса Гандзакеци с Ванаканом Вардапетом, Варданом Аревелци и другими современниками не сохранилась. Киракос Гандзакеци является автором шаракана «Вознесение Богородицы», состоящего из 36 строф согласно буквам армянского алфавита и с акростихом в конце: «Киракос Вардапет».



 
PR-CY.ru