КИПРИАН, Керн Константин Эдуардович - Страница 3

Больше половины объёма текста составляет последовательный обзор антропологических воззрений христианских авторов с I по XIV вв., что делает этот труд, по мнению исследователей, своего рода справочником по святоотеческой антропологии. Учение Григория Паламы рассматривается в контексте всей святоотеческой традиции, с широким использованием античных и неоплатонических источников, прежде всего, Платона и Плотина. Другим фундаментальным сочинением Киприана является «Евхаристия» (1947 г.). В основу книги положен курс лекций, прочитанный Киприаном в Свято-Сергиевском институте. Книга состоит из двух разделов. В первом речь идёт об истории евхаристического богослужения с I по VIII вв.: об установлении евхаристии Спасителем, о раннехристианских евхаристиях и агапах, о различных типах литургий, сложившихся на христианском Востоке и Западе. Второй раздел содержит последовательное и подробное историческое и богословское толкование отдельных элементов Божественной литургии, сопровождающееся многочисленными практическими указаниями для пастырей. Хотя труд Киприана, по его же признанию, носит компилятивный характер, он свидетельствует не только о глубоком знании автором научной литературы и первоисточников, но и о «евхаристическом мировоззрении», «евхаристической настроенности», которые характеризовали самого Киприана как священнослужителя. Книга Киприана «Православное пастырское служение» (1957 г.) исследователи считают одним из лучших руководств для пастырей, написанных на русском языке. Киприан писал, исходя из собственного опыта пастырского служения. В книге речь идёт о духовно-нравственной и интеллектуальной подготовке к священническому служению, о «пастырском призвании» и «пастырском настроении», о хиротонии, об искушениях, подстерегающих священника в его пастырской деятельности, о внешнем виде, поведении, материальном обеспечении и семейной жизни священника. Особый раздел посвящён «душепопечению» – духовному руководству и исповеди. Книга «Золотой век святоотеческой письменности» (1967 г.) содержит жизнеописания, обзор творений и краткий анализ богословия великих отцов и учителей церкви IV в. – святителей Афанасия I Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иерусалимского епископа Кирилла I, а также Дидима Слепца и Макария Великого. По мнению исследователей, изложение имеет достаточно выборочный характер: например, ничего не говорится о Ефреме Сирине, о Евагрии Понтийском, об Амвросии Медиоланском, об Иоанне Златоусте. Обзор воззрений исследуемых авторов иногда не содержит упоминания даже об основных темах их богословского учения. В частности, учению Григория Богослова о Святой Троице посвящено лишь полторы страницы, на которых ничего не сказано о пневматологии святителя (его учении о божестве Святого Духа). Тем не менее, исследователи полагают, что труд Киприана полезен в качестве пособия для тех, кто начинают изучать творения св. отцов восточно-христианской церкви.

 



 
PR-CY.ru