КАЛЕНДАРЬ - Страница 53

Однако в связи с гражданской войной этот процесс столкнулся с серьёзными проблемами. На территориях, занятых Белой Армией и иностранными войсками, продолжал действовать юлианский календарь. Только по прошествии нескольких лет по мере продвижения Красной Армии григорианский календарь был введён на всей территории страны. Многие русские эмигранты не признали реформы и продолжали придерживаться старого стиля. В Советской России новый стиль встретил сопротивление не только со стороны церкви. Против реформы высказывались и некоторые учёные. Календарная проблема обсуждалась на поместном Соборе 1917–1918 гг. Этому вопросу было посвящено 71-е заседание Собора, 27 января 1918 г., на котором председательствовал митрополит Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий), один из трёх кандидатов на патриарший престол. Затем обсуждение продолжалось и на других заседаниях. В этой работе принимали участие профессора духовных школ протоиерей Дмитрий Александрович Лебедев, Сергей Сергеевич Глаголев и Иван Иванович Соколов. Был подготовлен проект соборного Определения по вопросу о календаре, подтверждавший необходимость сохранения старого стиля. Следующий виток «календарной борьбы» пришёлся на начало 1920 гг. Инициатором на этот раз выступил Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис). С 1918 г. он занимал кафедру Афинского архиепископа и ещё в 1919 г. поставил перед Синодом Элладской церкви вопрос о введении нового календаря. Не без поддержки английских военных властей Мелетий IV в 1921 г. был избран на Константинопольский патриарший престол и через некоторое время начал реализацию своей программы реформ. Он созвал в Константинополе так называемый Всеправославный конгресс (10 мая – 8 июня 1923 г.). Но на этом собрании присутствовало всего десять человек – пять епископов, один архимандрит и четыре мирянина. Они «представляли» Константинопольскую, Кипрскую, Сербскую, Элладскую и Румынскую православные церкви (при этом самих глав церквей не было). Идеи, которые пытался реализовать с помощью этого конгресса патриарх Мелетий IV, являлись, по сути, масштабной программой церковного обновленчества (предлагалось сделать все церковные праздники неподвижными, разрешить брак епископату и повторный брак священникам, сократить богослужение и посты, разрешить клирикам ходить в мирской одежде, брить бороды и т.д.; планировалось даже объединение с Англиканской церковью; см. также ст. Всеправославный конгресс). Поскольку григорианский календарь ассоциировался с католичеством, то на конгрессе решили ввести не собственно григорианский, а ещё один, новый, исправленный календарь, «как бы» от него отличающийся. Этот календарь, названный новоюлианским, разработал сербский астроном профессор математики и небесной механики Белградского университета Милутин Миланкович, который был одним из участников конгресса. Новоюлианский календарь действительно отличается от григорианского другой системой високоса, но в ближайшие 800 лет полностью с ним совпадает (новоюлианский календарь основан на 900-летнем цикле, в течение которого упраздняется семь вековых високосных дней; погрешность в одни сутки в этом календаре набегает примерно за 43 500 лет). По вопросу же о времени празднования Пасхи конгресс решил для определения дат весеннего равноденствия и пасхального полнолуния использовать реальные астрономические данные для Иерусалимского меридиана. Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский патриархи осудили конгресс и его решения.

 



 
PR-CY.ru