КАЛЕНДАРЬ - Страница 52

Итогом деятельности комиссии стали решения о возможности перехода от юлианского календаря к григорианскому календарю; решение всех прочих дел, связанных с реформой календаря, постановили передать в межведомственную комиссию. Однако решения комиссии остались без одобрения со стороны высших органов государственной власти. Революция 1905 г. оттеснила вопрос о календарной реформе на второй план. Протоколы заседаний комиссии были изданы только в 1911 г. 30 июня (12 июля) 1902 г. с вопросом о возможности проведения календарной реформы обратился ко всем православным церквам Константинопольский патриарх Иоаким III. В ответных посланиях 1902–1904 гг. представители восьми православных церквей (в том числе Русской) высказались против введения нового календаря. Получив ответы, Константинопольский патриарх отправил новое окружное послание (12 мая 1904 г.), в котором отметил преждевременность и ненужность перехода на новый календарь. В 1910 г. в России была созвана новая межведомственная комиссия по реформе календаря. На её заседаниях развернулась острая полемика между историком П.М. Саладиловым и математиком Н.В. Степановым из-за способа осуществления календарной реформы в России. Н.В. Степанов считал главной причиной задержки осуществления реформы противоречия между календарным вопросом и православной пасхалией. Он пришёл к выводу, что «во имя целостности и ненарушимости основных церковных установлений о праздновании Пасхи православным народам необходимо перейти к новой, более точной системе счёта времени, чем юлианская», а также к выводу о необходимости отмены нескольких правил, в том числе и канона о праздновании христианской Пасхи после иудейской. Он разработал собственный проект исправления календаря и соотнесения с ним православной пасхалии. П.М. Саладилов обвинял Н.В. Степанова в стремлении ввести в России григорианский календарь с некоторыми изменениями, «чтобы иметь право утверждать, что будто вводимый календарь не григорианский, а чисто русский». П.М. Саладилов соглашался с проектом И.Г. фон Медлера. Полемика учёных не привела к каким-либо положительным результатам. Реформа осуществилась только после прихода к власти большевиков. Календарный вопрос обсуждался уже на одном из первых заседаний советского правительства – 16 ноября 1917 г. 20 января 1918 г., т.е. за четыре дня до «календарного» декрета, Совнарком принял декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», согласно которому Российская республика объявлялась светским государством, а формальное юридическое препятствие на пути принятия григорианского календаря устранялось. 24 января 1918 г. был принят декрет Совнаркома «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» (иначе «нового стиля», чтобы не называть календарь по имени папы). 25 января 1918 г. он был подписан Владимиром Ильичом Ульяновым (Лениным) и опубликован в газете «Правда». Преамбула декрета содержала следующую констатацию: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь» (Декреты Советской власти. М., 1957 г., том 1). Поскольку разница между юлианским и григорианским календарями составляла 13 дней, то декрет предписывал «первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день считать пятнадцатым и т.д.». Изначально новый календарь планировалось ввести на всей территории бывшей Российской империи.

 



 
PR-CY.ru