КАЛЕНДАРЬ - Страница 51

Затем, начиная с 2028 г., который по григорианскому календарю являлся бы високосным, а по медлеровскому – простым, появилось бы различие в одни сутки. В 2100 г. оба календаря опять совпали бы; в 2156 г. вновь появилось бы различие в одни сутки и т.д. По мнению И.Г. фон Медлера, такой вариант мог быть приемлем и для православной церкви. Однако решение вопроса о реформе календаря столкнулось с резко отрицательным отношением духовенства и части общества, видевших в этом западное влияние. Так, историк Осип Максимович Бодянский полагал, что «при исправлении летосчисления следует обращать внимание не на одну лишь астрономическую часть его, но и на часть религиозную», и считал, что для реформы календаря в России нет достаточных оснований. В 1899–1900 гг. при Русском астрономическом обществе работала особая комиссия по вопросу о реформе календаря в России, в состав которой входили представители многих научных учреждений, ведомств и министерств. Основными причинами создания комиссии были приближение «круглого» 1900 г. и связанное с ним увеличение разницы между юлианским и григорианским календарями ещё на один день, появление большого количества различных предложений реформы календаря и вызванный ими резонанс в обществе. Задача комиссии, в работе которой принимал участие Дмитрий Иванович Менделеев, заключалась в подготовке реформы юлианского календаря с учётом материалов заседаний комиссии при Императорской Академии Наук 1830 г. Комиссия рассматривала оригинальное решение календарной проблемы, которое предложил Александр Аполлонович Сапожников, считавший необходимым созвать всемирный съезд богословов, который должен решить все спорные вопросы в пользу григорианского календаря или одной из систем, предложенных учёными. Такое решение способствовало бы принятию единой календарной системы во всём христианском мире. Однако комиссия сосредоточилась на обсуждении второстепенных вопросов, таких как замена языческих названий месяцев христианскими. Изменить предлагалось названия месяцев с января по июнь, исходя из того что они языческие и в реформированном календаре неуместны. Так, было предложено заменить название месяца «март», посвящённого богу войны у древних римлян, наименованием «мир». Комиссия постановила не принимать григорианский календарь и остановиться на одном из проектов, выработанных астрономами. Такому решению способствовала позиция представителя Священного Синода Василия Васильевича Болоотова, который считал, что «григорианская реформа не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения». Он резко выступил против идеи внедрения в стране «чуждой и несовершенной системы исчисления лет» и отмечал: «Сам я отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь не желательной. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарными исправлениями. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы ещё несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю». С этим доводом не согласился Д.И. Менделеев, заявивший, что реформу календаря можно проводить отдельно от пасхалии и совершенно её не касаться. Д.И. Менделеев, по достоинству оценивший проект И.Г. фон Медлера, предложил комиссии рассмотреть вопрос о введении в России этого календаря, однако проект был отвергнут. В заседаниях комиссии приняли участие филолог Александр Андреевич Шахматов, астроном и астрофизик Аристарх Аполлонович Белопольский, математик Александр Михайлович Ляпунов, метеоролог Михаил Александрович Рыкачёв.

 



 
PR-CY.ru