КЕНТЕРБЕРИ - Страница 22

Раскопки 1993 г. позволили раскрыть план первоначального здания, собора Христа (Крайст-Черч), заложенного св. Августином Кентерберийским в 597 г. Это был однонефный храм с капеллами с севера и юга и, как полагают исследователи, нартексом. В IX или Х в. он был заменён большим по размеру (49х23 м) зданием, имевшим, по мнению исследователей, квадратную центральную башню. Согласно историку Эадмеру, это была базилика с восточной апсидой. Здание серьёзно пострадало во время набега датчан в 1011 г. Не позже 1030 гг. к нему была пристроена полигональная западная апсида, фланкированная шестигранными башнями. В ней стоял трон архиепископа и посвящённый Пресвятой Богородице алтарь. Примерно в те же годы к восточной части храма были пристроены башни. Собор сгорел в пожаре 1067 г. Постройка нового храма началась после 1070 г., при архиепископе Ланфранке. Были расчищены руины; возведение собора велось по образцу церкви аббатства св. Стефана в Кане (Нормандия), настоятелем которого был до этого архиепископ. В Кентербери был возведён первый из монументальных соборов, построенных в Англии после нормандского завоевания, – трёхнефная базилика с однонефным трансептом. Боковые нефы были перекрыты крестовыми сводами, центральный – скорее всего, как полагают исследователи, деревянной кровлей. Над боковыми нефами располагались галереи с деревянными перекрытиями, завершал центральный неф ярус клеристория с типичными для Нормандии проходами между внешней стеной и внутренней аркадой. Западный рукав имел восемь травей (сохранилась северная стена) и был фланкирован с запада двумя башнями (до 1834 г. сохранялась северо-западная башня). Над средокрестьем возвышалась невысокая башня, западные углы трансепта были оформлены тонкими круглыми лестничными башенками (сохранилась северная). Восточная часть храма имела пять так называемых эшелонированных (убывающих по глубине от центра к краям) апсид: три продолжали нефы, по одной было пристроено к рукавам трансепта. Под центральной апсидой располагалась крипта. Собор был освящён в 1077 г. и послужил архитектурным образцом для ряда соборов в Англии. В дальнейшем основные работы в соборе производили приоры монастыря. Уже в первой четверти XII в. (после 1096 г. и до 1126 г.) оказавшийся недостаточным хор собора был заменён большим (длиной около 60 м), что удвоило общую длину собора. Хор получил собственный трансепт и полуциркульную апсиду с деамбулаторием и тремя капеллами (центральная не сохранилась). В углы между западными стенами трансепта и хором были встроены две невысокие башни, сохранившие характерный нормандский арочный декор. Под высоко поднятым хором разместилась обширная, прекрасно освещённая трёхнефная крипта (окончена в 1107 г.). Капители её колонн были вытесаны in situ (многие не окончены) несколькими мастерами; работы завершились не позже 1120 гг. Некоторые колонны исследователи считают выдающимися произведениями английской романской скульптуры. За алтарём сохранился мраморный пол типа opus alexandrinum. По описанию Уильяма из Малмсбери, «ничего сравнимого не было больше в Англии: ни по свету витражей и блеску мраморных полов, ни по многоцветным росписям, с которых взгляд восходил к панелям потолка».

 



 
PR-CY.ru