КЕНТЕРБЕРИ - Страница 23

Исследователи полагают, что к этому же времени относится создание так называемого трона св. Августина, впервые упоминаемого в 1205 г. Около 1160 г. на холме недалеко от собора была возведена колокольня. В двух капеллах нормандского собора сохранилась романская монументальная живопись, образцы которой в Англии редки. В капелле св. Гавриила (в крипте, с южной стороны) находятся фрески, созданные, скорее всего, как полагают исследователи, не позже 1130 г. Отто Демус отмечает в них итало-византийское влияние, которое пришло напрямую или через посредство Клюни. По его мнению, обнаруженные в происходящих из Кентербери рукописях параллели позволяют «говорить о некоем местном кентерберийском стиле»: «Осознанно и серьёзно действующие персонажи с крупными головами, руками и ногами обретают новую солидность, которая создаётся не только чётким контуром и определенным колоритом, но и прежде всего твёрдым внутренним каркасом из (по большей части двойных) линий, который резко отделяет одни части тела от других, подчёркивает суставы и пластику... Позы почти статичны, на лицах нет никакого выражения, кроме передающего силу личности». Новая волна византийского влияния отмечается О. Демусом в остатке росписи капеллы св. Ансельма (южная капелла деамбулатория апсиды, первоначально посвящена св. апостолам Петру и Павлу) – сцене со св. Павлом и с ехидной (около 1160 г.). Её «динамичный, подвижный стиль линий, чечевицеобразная моделировка, глубокий колорит, даже отдельные обыгранные детали (декорация в форме светлого, нежного, чаще всего S-образного орнамента на «островках» драпировок)» находят близкие параллели в Библии из Бери-Сент-Эдмундса (1130–1140 гг., мастер Гуго), авторство фрески исследователи приписывают «какому-то миниатюристу из непосредственных последователей мастера Гуго». В 1170 г. в соборе Кентербери был убит архиепископ Фома Бекет. В следующем году собор сгорел, и в 1175 г. началась постройка нового грандиозного хора как вместилища реликвий католического святого. Работы подробно документированы хронистом Гервасием, чей рассказ является одним из наиболее важных источников сведений о средневековой строительной практике. Монахи хотели максимально сохранить уцелевшие части здания, но одновременно им не были чужды инновации. Был приглашён французский мастер Вильгельм из Санса. В 1178 или 1179 г., когда из-за падения с лесов он был вынужден оставить работу и вернуться во Францию, его дело продолжил Уильям Англичанин, завершивший хор в 1184 г. Были сохранены высокая крипта и боковые внешние стены хора. В них вписана французская готическая структура, развитая в восточном направлении созданием обширной капеллы Святой Троицы (вместо центральной апсиды деамбулатория) с завершением в виде круглой апсиды, так называемой Короны. Рака св. Фомы Бекета была помещена в центре капеллы, реликварий с головой святого – в апсиде капеллы Короны. Из-за необходимости сохранить боковые апсиды старого обхода капелла Святой Троицы стала уже хора, хотя обход капеллы был по центру слегка расширен. В то же время благодаря единообразию оформления центрального нефа во всей восточной части собора удалось создать целостное пространство. Его пульсирующее, но неуклонное сужение к востоку оказалось подхваченным возникшим из-за сохранения крипты постоянным повышением пола – от трансепта к хору и от хора к капелле.

 



 
PR-CY.ru