КАССИАН - Страница 2

В связи с полученными данными некоторые исследователи склоняются к признанию достоверности сведений, приведённых Пруденцием. Почитание Кассиана исследователи прослеживают с первой половины V в. К этому времени, согласно Дж. Б. Де Росси и Л. Дюшену, относится составление «италийской» редакции мартиролога Иеронима, где память Кассиана указана 11 и 13 августа. По мнению исследователей, в V в. была построена базилика мученика Кассиана на территории позднеантичного некрополя в западном пригороде Форума Корнелия (местность Вилла-Клелия). Во второй половине VI в. базилику окружили крепостной стеной со рвом, впоследствии на этом месте был сооружён замок Сан-Кассиано. По свидетельству Агнелла Равеннского, Кассиана особенно почитал Равеннский епископ Пётр Хрисолог (около 431 – 450 гг.), который был сыном Корнелия, епископа города Форум Корнелия. Перед смертью Пётр Хрисолог посетил базилику мученика Кассиана и щедро одарил храм; впоследствии был там похоронен (Агнелл ошибочно относит эти сведения к епископу Петру II). В речи Тицинского (Павийского) епископа Эннодия  514–521 гг.) упоминается об освящении церкви во имя Иоанна Крестителя и мучеников Антонина и Кассиана. Предположительно к V в. относится посвящение святым Ипполиту и Кассиану капеллы при базилике св. Лаврентия (Сан-Лоренцо Маджоре) в городе Медиолан (ныне Милан). Почитание Касиана засвидетельствовано в Риме, где папа Симмах (498–514 гг.) освятил во имя мученика алтарь в храме св. Андрея на Ватиканском холме. К понтификату Льва III (795–816 гг.) исследователи относят сведения о монастыре мученика Кассиана, который находился близ базилики св. Лаврентия (Сан-Лоренцо фуори ле Мура). Древнейшие изображения Кассиана (в виде седого человека с небольшой бородой) сохранились среди мозаик храмов Равенны – единоличное в одном из медальонов на своде капеллы архиепископского дворца (конец V в.) и в составе процессии мучеников на южной стене центрального нефа базилики Сант-Аполлинаре-Нуово (560 гг.). На распространение почитания Кассиана повлияла широкая известность сочинения Пруденция. Не позднее начала VIII в., скорее всего, как полагают исследователи, в Северной Италии было составлено Мученичество Касиана – прозаическая переработка поэмы Пруденция. К повествованию Пруденция восходят краткие сказания о Кассиане в сочинении Григория Турского «О славе мучеников» и в поэме Флодоарда Реймсского «Победы Христа в Италии», а также гомилия св. Петра Дамиани. Беда Достопочтенный внёс память Кассиана в составленный им мартиролог, опираясь на прозаическое Мученичество. Поминовение Касиана указано в «исторических» мартирологах IX в. Около 920 г. франкский агиограф и музыкальный теоретик Хукбальд составил пространное Мученичество Кассиана, источником для которого послужила поэма Пруденция. Особое почитание мученика сложилось в епископстве Сабиона (нем. Зебен, область Трентино-Альто-Адидже, Италия); из грамоты короля Людовика Немецкого (845 г.) исследователям известно о посвящении Кассиану кафедрального собора.

 



 
PR-CY.ru