КАССИАН

КАССИАН (IV в.) – мученик (память в Западной церкви 13 августа), пострадал в городе Форум Корнелия (ныне Имола, Италия). Сведения о Кассиане приведены Пруденцием в поэме из цикла «О венцах мучеников» (начало V в. ). По пути в Рим поэт остановился в городе Форум Корнелия и посетил место захоронения Кассиана. Над гробницей было помещено изображение мученика, которого мальчики пронзали стилосами (заострённые стержни для письма на вощёных табличках). Сторож гробницы объяснил поэту, что Кассиан преподавал чтение и письмо в начальной школе (magister litterarum), и ученики не любили его за строгость и придирчивость. Когда начались преследования христиан, Кассиан отказался поклоняться языческим богам, был схвачен и приведён к судье, который отдал его для расправы ученикам, чтобы они отомстили наставнику за строгие наказания. Дети кололи мученика стилосами, пока он не истёк кровью. Достоверность сведений Пруденция о Кассиане остаётся дискуссионной. Несмотря на упоминание поэта о «книгах», в которых было записано сказание о Кассиане (historiam pictura refert, quae tradita libris), составители позднейших агиографических текстов о мученике опирались только на сведения Пруденция. Высказывались предположения, что Касиан мог пострадать при императоре Диоклетиане (после 303 г.) или при императоре Юлиане Отступнике, который запретил христианам заниматься преподаванием (362 г.). Вид казни, на которую осудили Кассиана, не был предусмотрен римским законодательством и не находит параллелей в судебной практике Римской империи. Ф. Ланцони допускал возможность внесудебной расправы, но другие исследователи склонны полагать, что сказание о Кассиане является свободной интерпретацией Пруденцием сюжета росписи или картины над могилой мученика. Исследователи отмечают, что девятая поэма сборника «О венцах мучеников» вместе с поэмами 10 (об апостолах Петре и Павле) и 11 (о мученике Ипполите) составляет триптих, посвящённый путешествию Пруденция в Рим. В поэме 11 также описывается помещённое над гробницей святого изображение мученической гибели: мученик Ипполит, как и Кассиан, погиб необычным образом (был разорван на части лошадьми). Поминовение Кассиана и Ипполита совершалось в один день, 13 августа. По мнению Ф. Ланцони, Пруденций подменил местное предание о гибели Кассиана вымышленной историей. На возможный образец для этой истории (наказание римским полководцем Камиллом учителя из города Фалерии, предавшего учеников) впервые указал католический полемист Г. Витцель, который, однако, отрицал связь истории, приведённой Титом Ливием, со сказанием о Кассиане. После исследования мощей Кассиан (2003 г.) наиболее вероятной причиной смерти названы проникающие ранения головы, нанесённые острыми предметами разного диаметра (не меньше двух отверстий в черепе). По мнению экспертов, занесённая инфекция вызвала менингеальную реакцию, в результате чего Кассиан умер примерно через месяц.

 



 
PR-CY.ru