КИЛИКИЙСКАЯ АРМЕНИЯ - Страница 11

Деятельность Рубена III была сосредоточена на политике органичного объединения Горной и Равнинной Киликии. Для этой цели он искал союзников против Антиохии, непосредственного южного соседа Равнинной Киликии. В то же время Рубен III старался не делать шагов, которые могли бы пробудить враждебность к Киликийской Армении со стороны соседних мусульманских государств. В 1170 гг. достигли кульминации контакты между Армянской церковью в Киликии и Константинопольским патриархатом. Император Мануил I приглашал католикоса Нерсеса IV в Константинополь. Для ведения переговоров в 1169 и 1171 гг. византийцы направляли в Киликийскую Армению свои делегации, которые возглавили богослов Феориан и Иоанн Атман, армянин-халкидонит, настоятель одного из монастырей в Филиппополе (ныне Пловдив, Болгария). В этом городе, по сообщениям византийских историков Анны Комнины и Никиты Хониата, в XII в. была большая община армян, иноверных по отношению к византийцам, окормлявшихся ААЦ. В греческом сборнике документов Иоанна Атмана Феориан назван «соплеменником и единоверцем», т.е. членом церкви, которую возглавлял Нерсес IV. От Сирийской яковитской церкви в переговорах официально участвовали епископ Кесуна Иоанн и ученик патриарха Михаила Сирийца Феодор бар Вахбон. Основные переговоры велись в Ромкле; после длительных богословских дискуссий Нерсес IV составил новую редакцию «Исповедания веры», выдержанную в примирительном тоне по отношению к грекам. В послании к императору Мануилу католикос заверял, что он приложит все усилия к примирению Армянской церкви и Константинополя. Несмотря на то что византийский император в своих посланиях ставил ряд догматических и обрядовых вопросов, о которых, по мнению православных, армяне судили как еретики, Нерсес IV обстоятельно отвечал на них и обосновывал правоту армянской национальной церковной традиции, не унижая при этом «Исповедание веры» Византийской церкви. Нерсес IV подчёркивал в письмах важность заключения унии между византийцами и армянами и необходимость провести Собор и обсудить византийские требования. Спустя несколько месяцев византийские послы вернулись в Ромклу с дружественным посланием от императора Мануила и Константинопольского патриарха Михаила III Анхиала. Католикос Григор IV Тха (1173–1193 гг.) продолжал переписку с императором Мануилом, просил его облегчить те требования, которые предъявлялись к армянам для объединения. Император Мануил в письме Григору IV в 1177 г. согласился ограничиться признанием решений Халкидонского собора и учения о двух природах, но просил созвать новый Собор Армянской церкви, организацию которого предлагал ещё Нерсес IV. На Пасху 1178/1179 г. Григор IV созвал Собор в Ромкле, в котором участвовали 33 архиерея, почти все главы кафедр Армянской церкви, кроме Ахтамарского католикосата. Собор с участием епископа Тарса Нерсеса Ламбронаци (родственника Хетумидов) составил и отправил императору Мануилу «Исповедание веры», в котором иерархи Армянской церкви вновь настаивали на единстве божества и человечества во Христе. Со смертью императора Мануила в 1180 г. и началом кризиса и распада Византии в 1180 гг. Константинополь надолго потерял интерес к вопросу унии с армянами. Византия вскоре лишилась почти всех своих владений в Киликии, и Киликийская Армения окончательно освободилась от имперского сюзеренитета и приобрела фактическую независимость.

 



 
PR-CY.ru