КАППАДОКИЯ - Страница 11

Образование сельских общин христиан стало одной из отличительных черт Каппадокии, где было мало городов, и большая часть земель интенсивно использовалась в сельском хозяйстве. В IV в. в церкви Каппадоки был развит институт хорепископов, которые занимались окормлением верующих в сельских регионах и были приравнены в статусе к предстоятелям городских общин. На первом Вселенском соборе в Никее (325 г.) присутствовали пять хорепископов и семь епископов из Каппадокии во главе с епископом Леонтием Кесарийским: епископы Тианы, Колонии, Кивистры (Кизистры), Команы, Парнасса и Спании (не локализовано). В период епископата Василия Великого в Кесарии (370–379 гг.) в его юрисдикции в провинции Каппадокия Первая хорепископов было уже около 50. К середине IV в. Каппадокия воспринималась как одна из наиболее христианизированных провинций Римской империи. В 362 г. император Юлиан Отступник приказал лишить Кесарию статуса города (полиса) и вернуть ей древнее название Мазака за то, что почти всё её население перешло в христианство. Ещё не разделённая обширная римская провинция Каппадокия была не только колыбелью православия для всего христианского Востока, но и матерью-церковью для армянских христиан, т.к. св. Григорий Просветитель в Кесарии был рукоположён во епископа для армян. Каппадокийские корни есть и у готского христианства, т.к. из Западной Каппадокии происходили ближайшие предки-христиане св. Вульфилы, начавшего крещение готов на Балканах в середине IV в. Ряд церковных иерархов в Каппадокии сочувствовали арианству. Исследователям известны епископы Дианой Кесарийский и Анфим Тианский, занимавшие кафедры в 340 – начале 360 гг., Георгий Доарский – в 370 гг. В IV в. выходцы из Каппадокии приняли также активное участие в борьбе православных и ариан за Александрийский престол. На Александрийский престол вместо низложенного и высланного Афанасия Великого был возведён Григорий Каппадокиец (339–345 гг.; по мнению исследователей, был убит). Та же судьба постигла арианина Георгия из Каппадокии, который занимал престол в Александрии несколько раз между 347 и 361 гг. Вторая половины IV в. стала «золотым веком» для христианской Каппадокии. В это время здесь жили выдающиеся отцы церкви, которые создали значительный корпус сочинений на богословские, философские, полемические темы, канонические трактаты, а также письма, по которым история христиан в Каппадокии, их образ жизни в IV в. могут быть воссозданы в большой полноте. Жизнь св. капподакийских отцов стала образцом для христианской культуры Византии и многих других православных стран. Событийную основу «золотого века» Каппадокии составляет история двух семей христиан, зажиточных и влиятельных выходцев из Кесарии и провинциального городка Назианз, связанных многолетней дружбой, совместными подвигами благочестия, борьбой за формирование и торжество православного вероучения. Первая семья жила, в основном, в Назианзе и крупном имении Арианз неподалёку. В конце 320 гг. епископ Леонтий Кесарийский рукоположил епископом Назианза Григория, известного гражданина этого городка и владельца Арианза.

 



 
PR-CY.ru