КАППА - Страница 3

Помимо каппы как литургического облачения существовала и другая каппа, которую использовали монахи или каноники во время совместных молитв (cappa choralis). Она была закрытой спереди и сохраняла капюшон. К началу XII в. появился обычай, согласно которому при вступлении в капитул каноник должен был заказать для себя каппу. После его смерти она переходила в ризницу той церкви, к которой он был приписан (так называемая cappa professionis). Благодаря этому обыкновению сохранилось значительное количество таких средневековых мантий. От cappa choralis произошла и так называемая большая каппа (cappa magna). Эта длинная, открытая от ног до груди, с подбитым мехом капюшоном и длинным шлейфом мантия появилась в конце XIV в. Её носят кардиналы, у которых она красного цвета, патриархи, архиепископы, епископы и некоторые прелаты, когда они присутствуют на торжественных богослужениях. Литургическим облачением она не является. Исследователям известна также «красная каппа» (cappa rubea) папы Римского – длинная, открытая спереди и лишённая капюшона накидка. Одним из важнейших элементов коронации понтифика в Средние века была его инвеститура этой красной мантией-плювиалом (immantatio), которая должна была символизировать наделение новоизбранного понтифика властью над «городом и миром». Такая церемония сохранялась вплоть до возвращения пап из Авиньона (до конца XIV в.), но когда именно она была введена – исследователям неизвестно. Некая красная мантия (сhlamys purpurea) числится среди даров императора Константина папе Сильвестру I в «Константиновом даре», датируемом серединой VIII – серединой IX вв., что с некоторой вероятностью может свидетельствовать о том, что её использовали уже в те времена. Первое прямое упоминание подобающей понтификам красной каппы встречается у св. Петра Дамиани в середине XI в. Однако полное описание церемонии облачения избранного папы в мантию относится только к первой половине XIII в. В настоящее время инвеститура красной каппой уже не проводится, однако римские понтифики используют её (а также и её аналог белого цвета) во время некоторых торжественных церемоний. Символическое толкование каппы встречается редко и не отличается устойчивостью. Согласно наиболее распространённым версиям, она означает воскрешённое и преображённое после Страшного Суда человеческое тело. Её длина (до ступней) призывает её носителя ускорить свой путь к внутреннему преображению. Разрез спереди напоминает о том, что человек должен быть открыт Божественной воле. Бахрома на «щите» указывает на многочисленные усилия, необходимые для достижения спасения. «Щит» символизирует небесную радость.



 
PR-CY.ru