КАППА

КАППА – одно из литургических облачений в католической церкви и некоторых протестантских церквах; также называется плювиалом (pluviale). Каппа представляет собой открытую спереди длинную мантию, которая обычно украшена широкими вертикальными оторочками и скрепляется на груди полоской ткани на крючках или же фибулой. В расправленном виде каппа образует полукруг. Сзади, под верхним прилегающим к шее священнослужителя кантом, на неё нашивается «щит плювиала» – треугольный, четырёхугольный с заострённым основанием или овальный кусок ткани, иногда с украшенными бахромой краями и с кисточкой на нижнем конце. Строгих предписаний относительно материала каппы нет, однако чаще всего её шьют из шёлка. Окраска каппы может варьироваться в границах традиционных литургических цветов. Каппа не является строго священническим облачением, она не освящается и не входит в число одеяний, которые передаются клирику при ординации. Каппа обычно используется целебрантами – пресвитерами и епископами – тогда, когда запрещено надевать казулу (орнат), т.е. во время неевхаристических богослужений (к числу таких служб относятся: церковные процессии, освящение пепла, свечей, пальмовых ветвей на праздник Входа Господня в Иерусалим и воды, торжественная вечерня, похороны и др.). Кроме того, каппу носят диаконы, ассистирующие епископу во время понтификальной литургии или вечерни. Её надевают поверх альбы или комжи. Этимология латинского слова «cappa» исследователям до сих пор неясна. Св. Исидор Севильский считал, что слово происходит от лат. «caput» – голова или от «каппы» – буквы греческого алфавита, очертания которой предположительно напоминали ему современную каппу. В настоящее время исследователи полагают, что слово «cappa» образовано от глагола «capere» («укрывать») или существительного «capsa» («футляр»). Плювиалом в Древнем Риме называли плащ с капюшоном, под которым можно было укрыться от дождя («pluvia» – «дождь»). Впрочем, к тому времени, когда плювиалом стали называть каппу, это значение понятия было уже забыто, и плювиалом считалась любая длинная мантия с капюшоном, вне зависимости от того, могла ли она защитить от непогоды или нет. Первое упоминание каппы встречается в Житии св. Ницетия, составленном Григорием Турским (вторая половина VI в.). Однако там, а также в Житии св. Мартина Турского, составленном им же, и в «Этимологиях, или Началах» Исидора Севильского этим словом, скорее всего, по мнению исследователей, обозначался не плащ, а похожий на большой капюшон головной убор.

 



 
PR-CY.ru