КАППА - Страница 2

Мантию с капюшоном стали называть каппой только в конце VII в. Тогда такие каппы-накидки носили низшие клирики, певчие и миряне. Вопрос о происхождении этого одеяния до сих пор остаётся неясным. В числе его предшественников учёные называют разные виды одежды: древнеримскую лёгкую накидку (lacerna) и более тяжёлый и тёплый плащ (byrrus), который принесли в Римскую империю варвары. Однако убедительнее исследователям кажется гипотеза, согласно которой каппа произошла от казулы. В пользу этого предположения говорит тот факт, что первые известные по изображениям каппы, как правило, не имеют разреза спереди, и это отличает их от древнеримских аналогов и сближает с колоколообразными казулами, распространёнными в раннее Средневековье. Однако каппа всё же отличалась от казулы как по внешнему виду, так и по функциональному назначению: у неё был капюшон, отсутствовавший у казулы, и она стала литургическим облачением намного позже. Первое упоминание каппы как литургического облачения относится к концу VIII в. Окончательно каппа утвердилась в этой роли только к X в. Тогда же её начали носить члены соборных капитулов и епископы. Постепенно она вытеснила казулу практически из всех богослужений, за исключением мессы, и стала обязательной для участников церковных Соборов. Со временем внешний вид каппы претерпел значительные изменения. Спереди у неё появился разрез. Существенным преобразованиям подвергся капюшон: к XI в. он утратил практическое назначение и настолько уменьшился в размерах, что его стало невозможно надевать на голову. В конце XIII в. его заменил плоский треугольный кусок ткани, который пришивали к мантии сзади, – так появился «щит» плювиала. Сначала он был маленьким, но постепенно увеличился в размерах. В XVII в. ставший полукруглым или прямоугольным с закруглёнными концами «щит» мог закрывать уже всю спину того, кто носил каппу. Практическое назначение потеряла и фибула: если раньше она скрепляла края плювиала на груди, то в XIII–XIV вв. её начали прикреплять как декор к полоске ткани, которая стала выполнять её первоначальную функцию. Фибула при этом увеличилась в размерах. Сохранились средневековые фибулы, являющиеся образцами ювелирного искусства. Всё более роскошными становились и мантии. Для конца XIV – начала XV в. были характерны каппы, вся поверхность которых была покрыта вышитыми изображениями святых или сценами из Священного Писания и агиографической литературы. Позднее такие «иллюстрированные» плювиалы вышли из употребления, однако каппа и по сей день остаётся торжественным, зачастую богато украшенным облачением.

 



 
PR-CY.ru