КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО - Страница 90

Церковная судебная процедура делилась на ординарную (торжественную) и экстраординарную (упрощённую или ускоренную). Наиболее чётко эти виды процедуры были разработаны в рамках обвинительного процесса, но применялись и в апелляционном процессе. Ординарная процедура была долгой и материально обременительной для тяжущихся сторон, поэтому в определённых случаях допускалась более дешёвая и быстрая экстраординарная процедура с сокращением формальностей. Она применялась в судебных разбирательствах, когда одна из сторон относилась к категории personae miserabiles (бедные, вдовы, сироты, а также крестоносцы и их семьи, студенты) либо когда вина обвиняемого была очевидна (так низываемые notoria crimina, manifesta crimina). Из канонического права принципы инквизиционного и денунциационного процессов были заимствованы светским законодательством, а на основе экстраординарной процедуры в обвинительном процессе в XIV–XV вв. развился так называемый суммарный процесс – упрощённый и ускоренный порядок светского судопроизводства. Со второй четверти XIV в., после создания основных сводов канонического права и складывания института ординарных глосс, внимание католических канонистов было направлено на правоприменительную судебную и арбитражную практику. В XIV в. появляются новые источники канонического права – «Решения суда Римской Роты» («Decisiones Rotae Romanae») и «Советы» («Сonsilia»). К началу XIV в. из системы апелляционных куриальных судов (аудиенций) окончательно сформировался высший папский коллегиальный апелляционный суд Римской Роты, который занимался рассмотрением поступающих в курию апелляций, судопроизводством в отношении папских иммунистов и высших иерархов. В начале XIV в. в суде Римской Роты установилась практика, согласно которой решения о судебных определениях, промежуточных и окончательных приговорах, выносимых судом, принимались коллегиально кардиналом-аудитором и судьями-коадъюторами. Аудитор излагал обстоятельства дела и своё мнение, коадъюторы должны были представить свои соображения; их надлежало учитывать при вынесении решения. Эти советы (consilia) протоколировались; в сокращённой форме они легли в основу сборников «Решений Римской Роты» («Decisiones (или Conclusiones) Rotae Romanae»). Первые сборники «Решений…» относятся ко второй трети XIV в. Суд Римской Роты, в основном, занимался делами церковных бенефициев и процессуального права. Схизма в католической церкви отрицательно повлияла на работу Римской Роты и составление сборников «Решений…». Как и вся папская курия, Римская Рота была разделена на две части, существовало две курии и два суда – в Риме и в Авиньоне (решения авиньонского апелляционного суда были частично собраны Эджидио де Белламерой – 138 consilia, около 12 списков). В XIV–XV вв. сборники «Решений…» были известны лишь относительно узкому кругу канонистов, этими документами пользовались в Римской курии и папских судах и в куриях некоторых крупных архиепископств. Наибольшее распространение получили «Новые решения» («Decisiones novae», или «Conclusiones dominorum de Rota») за 1376–1381 гг., собранные Вильгельмом Горборхом, профессором Пражского университета, аудитором в Авиньоне (1376 г.), затем в Риме.

 



 
PR-CY.ru