КАМИНСКИЙ Александр Степанович - Страница 2

Служебную карьеру А.С. Каминского исследователям трудно назвать успешной. Особенно на ней отразилось обрушение 11 октября 1888 г. дома (Кузнецкий Мост, 10/8), который строился под наблюдением А.С. Каминского и по его проекту (погибли 11 и было ранено 11 человек). А.С. Каминского признали виновным в нарушении строительных норм безопасности и приговорили к «церковному покаянию и шестинедельному содержанию на гауптвахте», заменённому затем домашним арестом. А.С. Каминский был уволен с должности архитектора Московского купеческого общества, тем более что на суде были обнародованы неблаговидные методы, которыми пользовались заказчики для ускоренной сдачи доходных домов. При переделке здания Третьяковской галереи А.С. Каминский заболел воспалением лёгких. Скончался после непродолжительной болезни в доме Малюшина на Садовой-Сухаревской. А.С. Каминского отпевали 20 декабря 1897 г. в приходской церкви Николая Чудотворца в Драчах. Похоронен на кладбище Алексеевского монастыря; в одном из некрологов писали, что там была «в 1891 г. построена громадная церковь по проекту усопшего» (автором проекта церкви во имя Всех святых традиционно считается архитектор Александр Алексеевич Никифоров); кладбище уничтожено в советское время. В 1891 г. А.С. Каминский пожертвовал архитектурному отделу Политехнического музея в Москве библиотеку – 2 тыс. томов и более 300 рисунков (ныне в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева). От вдовы А.С. Каминского в 1898–1899 гг. также в дар Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества поступило собрание книг, оригинальных рисунков и фотографий: 199 томов по искусству России, Франции, Византии, Средней Азии и др., 2280 рисунков и фото на отдельных листах, включая 12 «превосходных альбомов с композициями и фотографиями с композиций Каминского» (Российский государственный архив литературы). Несмотря на то что А.С. Каминский не занимал высоких должностей по службе, по числу реализованных проектов он считается одним из самых плодовитых русских зодчих. Работы А.С. Каминского в области гражданского строительства, в основном, связаны с Москвой. При строительстве новых и реконструкции старых особняков он органично соединял пластичные, укрупнённые формы классицизма, русского стиля, необарокко и неоренессанса. Крупные общественные сооружения А.С. Каминского с эклектичной фасадной декорацией часто приобретали подчёркнуто репрезентативные, иногда избыточно помпезные формы. В качестве «домашнего архитектора» Третьяковых он выполнил проекты особняка Сергея Михайловича Третьякова на Гоголевском бульваре, 6 (1871–1875 гг.), залов, пристроенных к дому П.М. Третьякова (1872, 1882, 1885, 1892 гг., ныне Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок, 10), Третьяковского проезда на Никольскую улицу, 19-21 – делового сооружения в форме триумфальной арки, стилизованного под «узорочье» Китайгородской стены (1869–1873 гг.), доходного дома П.М. и С.М. Третьяковых с помещениями банка «Лионский кредит» в русском стиле (Кузнецкий Мост, 13/9, 1889–1892 гг.).

 



 
PR-CY.ru