КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ - Страница 4

В 1748 г. в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово в селе Тинькове недалеко от Калуги была обретена Калужская икона Божьей Матери. Самостоятельная Калужская и Боровская епархия была открыта в 1799 г., она включала 692 церкви, четыре мужских монастыря (Пафнутиев Боровский, калужский Лаврентиев, Покровский Добрый и Лютиков Троицкий), женскую обитель (калужский в честь Казанской иконы Божьей Матери монастырь) и три заштатных монастыря (Оптина пустынь, Тихонова пустынь, мещовский во имя великомученика Георгия монастырь). XIX век стал эпохой расцвета старчества в калужских монастырях, прежде всего, в Оптиной пустыни. В течение 20 лет после Октябрьской революции 1917 г. большинство храмов и монастырей были закрыты. Большой ущерб церковно-архитектурному наследию Калужского края нанесла Великая Отечественная война. В 1987–1988 гг. началось постепенное возрождение православия в регионе. 17 ноября 1987 г. церкви была передана Оптина пустынь. Большой общественный резонанс имело празднование 1000-летия Крещения Руси. После 1991 г. процесс возврата церквей и монастырских комплексов продолжился. Одновременно с восстановлением исторических зданий ведётся активное строительство новых храмов и часовен в крупных населённых пунктах и экономически благополучных районах. Большое число паломников привлекают Оптина пустынь и Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы женский монастырь, а также Пафнутиев Боровский, малоярославецкий Черноостровский во имя святителя Николая Чудотворца монастыри и Тихонова Калужская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская пустынь. Значительная часть населения Калужского края не приняла богослужебную реформу середины XVII в., сюда бежали многие противники реформы из Москвы. Боровск стал крупным центром старообрядчества, основание которого заложил старообрядческий учитель Аввакум Петров, дважды сосланный в Пафнутиев Боровский монастырь в 1666–1667 гг. Условия его содержания были облегчены благодаря заступничеству сына калужского воеводы Ивана Богдановича Камынина. Успехом пользовалась проповедь ученика протопопа Аввакума священника Полиевкта, впоследствии сожжённого с 14 учениками. Княгиня Евдокия Прокофьевна Урусова и боярыня Феодосия Прокофьевна Морозова содержались в Боровске в земляной яме, где умерли в 1675 г. В начале XVIII в. старообрядцам давал приют игумен калужского Лаврентиева монастыря Карион, много старообрядцев было и в монастырской Тихоновой слободе. В этот период в Калуге побывал один из видных деятелей беглопоповщины – Феодосий (Ворыпин), который принял в старообрядчество калужского священника Бориса. Во второй половине XVII – XVIII вв. старообрядцы жили в Боровске, Калуге и в Брынских лесах (на берегах реки Брынь), к концу XVIII в. брынские скиты прекратили явное существование. К рубежу XVII и XVIII вв. исследователи относят появление почитавшихся старообрядцами нетипичных захоронений в Калужском бору (ныне в черте Калуги) – под валунами. Вскрытые археологами захоронения датированы второй половиной XVIII – первой половиной XIX вв. Наличие валунов над могилами противоречит версии о тайном совершении погребения, особенность положения костяков археологи объясняют обрядом пеленания покойных.

 



 
PR-CY.ru