КАЛОЯН - Страница 3

21 октября – дата принесения мощей епископ Илариона Могленского в Тырново, указанная в повести, посвящённой этому событию. С первой половины XIV в. повесть сохранилась во многих списках Стишного Пролога, и эта дата стала днём памяти преподобного. Исследователи считают весьма вероятным, что дни памяти и других упомянутых святых, кроме преподобного Гавриила, не зафиксированные в греческих источниках, являются датами принесения их мощей в Тырново. По мнению исследователей, к правлению Калояна (именуемого в проложных Житиях и повестях «великим царём Калояном, братом царя Асеня») относится и начало литературного (агиографического и гимнографического) оформления церковного почитания этих святых в Болгарии. В научной литературе утверждается, что Калоян, стремясь к признанию Болгарии царством, заключил унию с Римско-католической церковью. Борис Николаевич Флоря доказал, что на Болгарию была распространена практика, ранее опробованная Иннокентием III в отношениях с Сербией, а после падения Византии – в отношениях с латинским патриархом Константинополя. Тырновский архиепископ Василий, согласно данной им папе клятве, раз в четыре года должен был являться в Рим, а его преемники обязывались после избрания давать клятву верности в римском соборе св. Петра. К моменту коронации Калояна Константинопольский патриарх Иоанн Х уже поклялся в верности Иннокентию III по требованию вождей крестоносцев. В текст присяги, которую болгарский царь произнёс при коронации, были включены слова о преданности Папскому престолу. Болгарской церкви было разрешено самостоятельно варить св. миро, что, согласно принятой на христианском Востоке практике, означало каноническую самостоятельность. Добиваясь формального признания приоритета Рима болгарами и сербами, Иннокентий III, прежде всего, стремился к усилению своего влияния на их внешнюю политику, а не на церковные дела. Византийские авторы не упоминают о «латинстве» Калояна, но изображают его варваром, чуждым христианству. Никита Хониат описывает жестокости Калояна в отношении греческого населения Варны, Филиппополя и других городов, зверскую расправу с пленными, например, с императором Бодуэном и византийским аристократом Константином Торником. Георгий Акрополит сообщает, что за месть ромеям (грекам) за ослеплённых в 1014 г. византийским императором Василием II Болгаробойцей пленных болгар Калоян получил прозвище Ромеобойца, а греки называли его Скилоиоанн, т.е. Пёс-Иоанн. Болгарские средневековые источники также не упоминают о «латинстве» Калояна. Более того, вечная память царю, «одержавшему множество побед над греками и фрягами», была внесена в Синодик Болгарской церкви, переведённый с греческого языка и дополненный при преемнике Калояна царе Бориле (1207–1218 гг.). Среди жителей Фессалоники после внезапной гибели болгарского царя распространился слух, что он пал от руки святого защитника города Димитрия Солунского.

 



 
PR-CY.ru