КАЛЕДА Глеб Александрович - Страница 4

В ней рассматривались самые разные аспекты жизни христианской семьи: назначение семейной жизни («семья как школа любви»), смысл таинства брака и других церковных таинств в жизни семьи, совместная молитва супругов и домашнее богослужение, воспитание детей и отношение христианской семьи и современного общества, супружеские отношения в христианском браке и устройство христианского быта, а также особенности семьи священника. Семейному христианскому воспитанию Г.А. Каледа придавал первостепенное значение в деле передачи церковной традиции. По его мнению, все другие формы церковного образования (воскресные школы, православные гимназии, вероучительные факультативы и проч.) могут лишь помогать воспитанию веры в молодом поколении, главная же роль принадлежит семье. Так, в одном из дополнений, сделанном в 1990 гг., Г.А. Каледа предлагал организовывать при храмах специальные курсы для родителей, чтобы помочь недавно пришедшим в церковь семьям в христианском воспитании детей. Смысл домашнего воспитания Г.А. Каледа оценивал очень высоко, называя его «домашним апостолатом». Главная цель христианского воспитания, как её определил Г.А. Каледа в «Домашней церкви», – формирование цельной личности христианина, живущего в мире, но не принимающего его зла и способного на совр. языке говорить о своей вере. Воспитание духовной стороны человеческой личности предполагает научение домашней и церковной молитве, участие в Евхаристии, духовное окормление и т.д. Волевые качества души развиваются на примере деятельной любви и заботы о близких, в процессе домашнего и общественно значимого труда. Ребёнок должен воспитываться в разумной вере, получить христианское образование; необходимо научить его созерцанию православной иконы, привить любовь к молитве, церковному пению. Формирование личности христианина осложняется проблемой согласования христианского и светского образования. Г.А. Каледа считал, что «светское специализированное образование должно освящаться общим христианским образованием, органически сочетаться с ним и с христианским отношением к миру». Христианское воспитание и образование, по его мнению, создаёт нравственное основание для любой человеческой деятельности. Оно учит человека ответственно относиться к своей работе, воспринимать её как служение истине и людям, быть деятелем, а не дельцом. В педагогической концепции Г.А. Каледы отразился и его опыт занятий с детьми. С 1960 и до начала 1990 гг. Г.А. Каледа вёл в домашних условиях христианский образовательный кружок, участниками которого были его дети и дети его близких. Будучи одним из первых священников РПЦ, возродивших миссионерскую работу с заключёнными, Г.А. Каледа писал об этой стороне своей деятельности в книге «Остановитесь на путях ваших. Записки тюремного священника». Он рассмотрел самые разные вопросы, связанные с отношением церкви и пенитенциарных учреждений: каково нравственное состояние общества и тюремного мира как среза этого общества; как организовать исповедь заключённых и катехизаторскую работу с ними; применимы ли в современных условиях древние каноны о епитимиях; какими должны быть отношения священника с персоналом тюрем; как обустроить тюремный храм и окормлять заключённых после выхода их на свободу. Г.А. Каледа считал, что общество утратило само понятие греха, и это привело к росту преступности и нравственной деградации нации. Преступник, по его мнению, – человек, которому открыта дверь покаяния, и цель священника – заронить в его сердце семя покаяния, проявив к нему христианскую любовь.

 



 
PR-CY.ru