КАЛЕДА Глеб Александрович - Страница 3

В этой книге Г.А. Каледа ставил перед собой задачу согласовать первую главу книги Бытия (Шестоднева) с современными научными данными и представлениями о возникновении Вселенной, нашей планеты и жизни на ней. Для автора было важно показать принципиальную совместимость современной научной картины мира с библейским откровением и тем самым выявить несостоятельность тезиса атеистической пропаганды об изначально существующем противоречии между религией и наукой. При этом Г.А. Каледа выступает как последовательный православный эволюционист, подчёркивая, что «между дарвинизмом и эволюционными воззрениями не следует ставить знака равенства». Он находил положение об изменяемости творения полностью соответствующим православному мировоззрению, поскольку наблюдаемые наукой изменения природных объектов и живых существ свидетельствуют, как считает Г.А. Каледа, об участии Творца в судьбе тварного мира. «Материя, – писал Г.А. Каледа, – не просто развивалась в результате изначально имеющихся у неё свойств, а воля Божества... выражала Себя в виде естественных законов...», «христианин-учёный должен уметь видеть разумом и чувствовать сердцем проявление Божественной воли в Природе и в истории человечества и поведать о Ней». Подробней свой подход к научному творчеству Г.А. Каледа изложил в проповеди-эссе «Волхвы» (распространялась в самиздате в 1960 гг., опубликована в 1991 г.). Отталкиваясь от образа евангельских волхвов, пришедших поклониться Младенцу-Иисусу, Г.А. Каледа размышляет о пути к вере всех учёных, исследующих «книгу природы». По его убеждению, между «книгой природы» и книгой Божественного Откровения нет противоречий, т.к. обе они даны человечеству для познания истинного Бога. В 1990 гг. Г.А. Каледа составил курс лекций «Введение в православную апологетику», который читал на занятиях с православными катехизаторами и студентам Православного Свято-Тихоновского богословского института. Тогда же были написаны работы «История апологетики в первые века христианства», «Апологетика средних веков». Особое место среди апологетических работ Г.А. Каледы занимает статья о Туринской плащанице (в конце 1980 гг. было написано несколько вариантов, окончательный текст подготовлен в 1994 г.). Г.А. Каледа обосновывает свои сомнения в возможности применения радиоуглеродного метода датировки для определения подлинного возраста Плащаницы, указывая, что на протяжении истории святыня неоднократно подвергалась внешним воздействиям и её возраст не может определяться при помощи подобной методики. Отношение Г.А. Каледы к Туринской плащанице отразилось в его признании, сделанном в пасхальной проповеди «Пустая гробница Христа – колыбель христианства» (1994 г.): «Проведя много лет в сборах материалов о Туринской плащанице, сделав небольшой вклад в познание её, я почувствовал, что ко мне уже не относятся слова, сказанные Христом апостолу Фоме: «Блаженны невидевшие и уверовавшие». Я вложил персты мои в раны гвоздинные и руку в ребра Его». В конце 1960 гг. Г.А. Каледа начал работать над книгой «Домашняя церковь». Вскоре она была напечатана в самиздате под псевдонимом Г. Покоев. В дальнейшем Г.А. Каледа дополнял этот труд вплоть до своей кончины. «Домашняя церковь» посвящена семейной аскетике, т.е. духовной жизни в браке.

 



 
PR-CY.ru