ИКАЛТО - Страница 3

В 1938 г. наиболее крупные части (за исключением двух маленьких фрагментов) были извлечены из штукатурки и перенесены в краеведческий музей Телави. Судя по сохранившимся фигурам, исследователи считают, что рельеф представлял собой композицию из сидящей на троне Пресвятой Богородицы (без Младенца) и стоящих по сторонам архангелов. Самеба (вторая четверть VI в.) – наиболее ранняя из церквей Икалто, расположена в северной части монастырского комплекса. Небольшой храм выстроен из булыжника и был существенно переделан в начале XIX в. митрополитом Бодбийским Иоанном (Макашвили). Сохранивший первоначальные формы план церкви, а также её композиционное решение и отдельные архитектурные детали (глубокие ниши алтаря, равноконечные рукава креста, склеп под храмом, подковообразная форма арок и др.) позволяют исследователям классифицировать Самеба как крестово-купольный храм, по архитектуре напоминающий малую церковь (545–557 гг.) монастыря Джвари и древнюю церковь во имя Иоанна Предтечи (560 гг.) монастыря Шиомгвиме (основан также одним из 12 сирийских отцов, Шио Мгвимским). План первоначального здания представляет собой прямоугольник, центральная часть которого является квадратом с примыкающими к нему четырьмя узкими рукавами равной длины. Восточный рукав завершался полуциркульной апсидой с глубокими подковообразными в плане нишами по бокам, устроенными от уровня пола и исполнявшими функции жертвенника и диаконника. Перед единственным входом (с запада) по всей ширине фасада был сооружён притвор. Рукава креста представляют собой широкие арки, опирающиеся на импосты. Арки алтарной апсиды имеют подковообразную форму, остальные – полуциркульную. Церковь освещается четырьмя окнами, прорезанными по одному в рукавах креста. Первоначально она завершалась куполом на барабане, о чём свидетельствуют как центричность плана, так и фасады, имеющие на кладке стен фронтоны четырёх рукавов. На сегодняшний день Самеба представляет собой прямоугольное здание, перекрытое двускатной кровлей с приставной с запада наружной лестницей, ведущей в келью над притвором. Восточный и западный рукава соединены коробовым сводом, который опирается на сплющенные арки продольных рукавов. Западный притвор, к которому с севера примыкает лестница, имеет позднюю надстройку (второй этаж). В кладку западного фасада вставлена каменная плита (VIII–IХ вв.) с рельефным изображением трёх святых (идентификацию исследователи считают невозможной). Склеп под храмом, также сложенный из ровных рядов булыжника, дошёл в первоначальном виде и в плане представляет собой квадрат, перекрытый крестовым сводом. Храм не расписан.

 



 
PR-CY.ru