ИКАЛТО

ИКАЛТО – мужской монастырь (вторая половина VI – XII вв.) Алавердской епархии Грузинской православной церкви. Расположен в одноимённом селе в Кахети, в 6 км от Телави, в узком ущелье северных отрогов Циви-Гомборского хребта Кавказа. Основан Зеноном Икалтойским, одним из 12 сирийских отцов, родоначальников грузинского монашества, под предводительством Иоанна Зедазнийского прибывших в древнегрузинскую столицу Мцхету и учредивших первые грузинские монастыри. В VIII–IХ вв. Икалто представлял собой обитель, где жили монахи. Считается, что в это же время здесь была основана Икалтойская академия, в которой позже учился грузинский поэт ХII в. Шота Руставели. В ХI–ХII вв. в Икалто действовал культурно-просветительный центр, имевший значение не только для Кахети, но и для всей Грузии. С монастырём связана деятельность Арсения Икалтойского, грузинского философа, писателя и переводчика, духовника грузинского царя Давида IV Строителя (1089–1125 гг.). В академии преподавались предметы, составлявшие тривиум и квадривиум (богословие, философия, астрономия, риторика, церковное пение, математика), а также прикладные дисциплины – кузнечное дело и виноградарство. В 1614–1617 гг., во время нашествия иранского шаха Аббаса I, были разрушены многие архитектурные памятники Кахети, в том числе пострадал Икалто, где закрылась академия. В ХIХ в. церкви и другие постройки Икалто интенсивно поновлялись и были оштукатурены. В 1989 г. кафоликон Икалто, церковь Гвтаеба (Преображения Господня), был освящён, и там совершаются богослужения. На территории Икалто, обнесённого каменной оградой, расположено три церкви: Гвтаеба, Самеба (Святой Троицы) и Квелацминда (Рождества Пресвятой Богородицы), а также здание академии, трапезная, винодавильня и другие строения. Кафоликон монастыря – крестово-купольная церковь Гвтаеба (рубеж VIII и IХ вв.), расположен напротив монастырских ворот, с западной стороны, на месте наиболее ранней церкви (не сохранилась), где были похоронены преподобный Зенон и, по преданию, преподобный Арсений. В VII в. в связи с расширением обители появилась необходимость возведения большего по размерам храма. От первоначальной постройки сохранились нижняя часть здания и некоторые строительные слои; датировка возможна благодаря характерным для этого времени основным архитектурным элементам (строительному материалу, способу кладки стен, подковообразной в плане формы апсиды и некоторых арок, крестовым сводом на удлинённом основании, обособлению четырёх подкупольных устоев, свободно стоящих в центре сооружения). Храм перестраивали в ХI–ХII и ХIХ вв.

 



 
PR-CY.ru