ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО - Страница 5

Большинство православных архиереев перебрались в Византию, где сохранялась ветвь Иерусалимских патриархов в изгнании. В то же время в источниках XII–XIII вв. упоминаются несколько православных епископов, которые жили в Иерусалимском королевстве. Они рукополагали священников и отправляли богослужение для местного восточно-христианского населения, но не обладали административной властью. Католические прелаты не вмешивались во внутреннюю жизнь палестинских арабов-христиан, которые, выплачивая установленные сборы латинским епископам, продолжали вести богослужение по византийскому обряду и поминать на литургии православных патриархов в изгнании. Армия Иерусалимского королевства была немногочисленной и состояла, в основном, из «латинян». Недостаток войск в значительной степени компенсировался созданием духовно-рыцарских орденов. Ордены тамплиеров и госпитальеров были созданы в начале XII в. Они подчинялись непосредственно папе Римскому, в основном, были самостоятельными и не несли воинскую повинность, хотя на самом деле участвовали во всех главных сражениях. Франки, которые родились и выросли на латинском Востоке, считали Святую землю своей родиной и негативно относились к вновь приезжающим крестоносцам. Некоторые из них знали греческий, арабский и другие восточные языки, женились на восточных женщинах. Благодаря мусульманско-христианским контактам в Иерусалимском королевстве быт и нравы крестоносцев подверглись существенной ориентализации: они стали украшать дома коврами, добавлять в пищу специи, посещать бани и проч. Искусство Иерусалимского королевства представляло собой своеобразную смесь западного, византийского и мусульманского стилей. Крестоносцами были построены крепости Крак-де-Моав (ныне Эль-Карак, Иордания), Монфор, Бофор и др. Многие архитектурные сооружения крестоносцев целенаправленно разрушались: культовые постройки в Иерусалиме уничтожены после 1187 г., большинство замков после их взятия мусульманами срыто. Из художественных мастерских города Сен-Жан-д'Акр происходят иллюминированные рукописи исторических и литургических сочинений, из которых наиболее известна иллюминированная Псалтирь королевы Мелисенды (1139 г.). В Иерусалимском королевстве было создано немало литературных и исторических сочинений, которые представляют большой интерес для исследователей (в частности, «Хроника» Вильгельма Тирского).



 
PR-CY.ru