ИАКОВ КОККИНОВАФСКИЙ - Страница 3

Изображению соответствует пояснительная надпись: «Роды Анны и собрание глав родов Израиля». Исследователи предполагают, что в основе иконографической программы гомилий мог лежать не дошедший до наших дней иллюстрированный список «Протоевангелия Иакова». Но далеко не все миниатюры представляют сцены из жизни Богоматери. Многие ново- и ветхозаветные образы связаны с Ней лишь опосредованно, через различные толкования. Таковы, в частности, «Лествица Иакова», «Неопалимая Купина», «Ложе Соломоново», «Руно Гедеоново», «Скиния и процветший жезл Аарона», предпосланные соответственно второй, третьей, четвёртой, пятой и шестой гомилиям. В начале первой гомилии (и всего сборника) представлено изображение пятикупольной церкви, в интерьере которой воспроизведено «Вознесение», а над ним, в своде, – «Сошествие Cвятого Духа на апостолов». Тем самым на миниатюрах, как и в тексте гомилий Иакова Коккиновафского, жизнь Богоматери показана в контексте общечеловеческой истории и с точки зрения домостроительства спасения. Исследователи отмечают, что стиль миниатюр гомилий представляет собой новаторское явление в византийском искусстве. Его главное отличие – повышенная экспрессия всех элементов. Колорит задуман как декоративное целое контрастных друг другу ярких, красочных пятен, например, красного и синего. Эмоциональную выразительность усиливают пробела, ярко и динамично положенные на одежды. Краска, подобно эмали, ровно и плотно заполняет отведенное ей контуром место, что вместе с жёстким ракурсом делает фигуры похожими на аппликации. Плоскостности изображений способствуют соотношения цветовых пятен, которые ритмично чередуются, складываясь в подобие динамичного узора. Многочисленные персонажи, предметы обстановки и детали архитектуры заполняют поле миниатюры сверху донизу, не оставляя свободного фона. Абрисы фигур, складки драпировок, узор черепицы на крыше и другие самые мелкие детали изображены в динамике. Герои миниатюр чрезвычайно взволнованны. Они напряжённо переглядываются, активно жестикулируют: разводят руками, вскидывают их вверх, раскрывая ладони и выразительно складывая пальцы. Тем самым передаётся состояние потрясения или ликования, бурного переживания события. Большинство ликов принадлежит к одному типу, для которого характерны широкие пропорции головы с густой курчавой шевелюрой, узкий лоб, небольшие округлённые глаза, выступающий нос с «заглублённой» переносицей. Художник любит поворот в три четверти, создавая подчёркнуто выразительные лики с острыми, направленными в сторону взглядами. Художественный язык миниатюр из гомилий Иакова Коккиновафского отступает от классических норм и принципов. Жизнеподобие уступает место условности, спокойствие и гармония – напряжённости и экспрессии. Плавность движений сменяется резкостью, иногда нарочитой односложностью; в трактовке цвета, светотени, состояния персонажей утрачиваются полутона и оттенки. По мнению исследователей, не имеющие благородства классического, комниновского образа миниатюры гомилий, со свойственным им тяготением к наивно-праздничной красочности, могут свидетельствовать о примитивизации вкусов в среде аристократии. В том же стиле, что и гомилии, оформлено частично или полностью свыше десятка манускриптов второй четверти XII в. Со второй половины XII в. стиль, представленный на миниатюрах гомилий Иакова Коккиновафского, становится ведущим в византийском искусстве.



 
PR-CY.ru