ИАКОВ КОККИНОВАФСКИЙ

ИАКОВ КОККИНОВАФСКИЙ (XII в.?) – византийский монах. Биография его исследователям неизвестна. Коккиновафский монастырь Пресвятой Богородицы, где подвизался Иаков Коккиновафский, по мнению К. Сторнайоло, находился в Вифинии (аргументов в пользу такой локализации он не приводит). Иаков Коккиновафский является составителем сборника из шести гомилий о житии Богородицы, который сохранился в двух богато иллюстрированных списках второй четверти XII в. Согласно колофону, работа над сборником велась в Константинополе. По мнению исследователей, Иаков Коккиновафский составил также сборник из 44 писем по догматическим и нравственным вопросам, адресованных супруге севастократора Андроника (ум. в 1143 г.) Ирине. Основанием для атрибуции служит сходная манера компиляции источников. Первая гомилия Иакова Коккиновафского посвящена Зачатию Пресвятой Богородицы, вторая – Рождеству, третья – Введению во храм, четвёртая – Обручению, пятая – Благовещению и шестая – испытанию водой обличения. Такая последовательность не соответствует церковному календарю; события, избранные темами четвёртой и шестой гомилий, не являются церковными праздниками. Исследователи делают вывод, что гомилии Иакова Коккиновафского создавались не как церковные проповеди, а как Житие Пресвятой Богородицы, разделённое на шесть глав и доведённое до центрального события Её жизни – Рождества Иисуса Христа. Повествование оформлено в виде длинных речей и молитвословий. В его основу были положены апокрифическое «Протоевангелие Иакова» и шесть гомилий на Зачатие и Введение во храм Пресвятой Богородицы Никомидийского епископа Георгия (IX в.); в меньшей степени использованы сочинения святителей Григория Нисского и Иоанна Златоуста. Благоговение перед святоотеческой традицией Иакова Коккиновафского выражено в первой миниатюре, сохранившейся в парижском списке. Здесь представлены двойной «портрет» Иакова Коккиновафского и образы святителей Иоанна Златоуста и Григория Нисского. Первый из них держит Иакова Коккиновафского за руку, перед вторым он преклоняет колени. При этом оба святителя указывают на стоящие перед ними пюпитры с кодексами, раскрытыми соответственно на начальных словах Евангелия от Матфея и Песни Песней. Ватиканский экземпляр сборника превосходит парижский размером (330х221 против 230х165 мм), числом миниатюр и тщательностью их исполнения. Большинство писавших о гомилиях Иакова Коккиновафского (Ш.Ж. Лабарт, Ш.Р. де Флёри, Никодим Павлович Кондаков, Виктор Никитич Лазарев, И. Хуттер) полагали, что ватиканский список более ранний, чем парижский. В.Н. Лазарев отнёс создание парижской рукописи ко второй половине XII в. И. Хуттер в 1970 г. датировала парижский вариант третьей четвертью XII в., однако в более поздней работе (1991 г.) она не повторила эту дату, отметив только существующий между рукописями «определённый временной промежуток». Общепринятая датировка гомилий второй четвертью XII в. основана, главным образом, на стиле миниатюр, аналогии которому составляют: миниатюры из Евангелия 1128 г. – наиболее близкие, как полагают исследователи, выполненные тем же художником; из Евангелия 1133 г. (музей Дж.П. Гетти, Малибу, США).

 



 
PR-CY.ru