ИАКОВ КОККИНОВАФСКИЙ - Страница 2

Предполагаемое общение монаха Иакова с севастократориссой Ириной (начало 1150 гг.) также свидетельствует в пользу датировки гомилий второй четвертью XII в. В.Н. Лазарев, основываясь на стиле миниатюр парижской рукописи Иакова Коккиновафского, считал, что она была создана позднее, в подражание ватиканскому манускрипту. Дж.К. Андерсон датирует ватиканский список Иакова Коккиновафского почти десятью годами позднее, чем парижский, учитывая, что рукопись из Ватикана имеет больший формат, три дополнительные миниатюры, а также гораздо более богатую орнаментацию в начале каждой гомилии. Чрезвычайное сходство ватиканского и парижского манускриптов в стиле и типологии образов позволило Александру Ивановичу Кирпичникову и О. Вульфу предположить, что над созданием миниатюр трудился один и тот же мастер. По мнению С. Мередит и Дж. Андерсон, первоначальным списком гомилий Иакова Коккиновафского был парижский, созданный, как они полагают, в 1130 гг., а ватиканский список – ближе к середине XII в. Создание миниатюр в обоих манускриптах они приписывают также одному художнику. По мнению исследователей, в технике письма данных списков гомилий Иакова Коккиновафского обнаруживается немало общих черт: крупный разреженный почерк без наклона, в котором много унциальных форм, и заметна тенденция к контрастному противопоставлению прописных букв строчным, вытянутых – широким и т.п. Почерк сборника отличается от доминировавшего в XI в. ровного и гармоничного «жемчужного письма» и близок к другим дуктам XII в., с тяготением к нарочитым, манерным контрастам разных буквенных форм. Исследователи отмечают, что миниатюры в обоих списках гомилий Иакова Коккиновафского многочисленны, расположены перед или после соответствующего им фрагмента текста. Количество проиллюстрированных эпизодов превышает число выделенных рамкой миниатюр, где может быть соединено несколько сцен. Зачастую иллюстрации уточняют пространную риторику текста, расставляют акценты, порой вносят новый смысл. Всё это свидетельствует, по мнению исследователей, об активном участии автора текста в создании иконографической программы иллюстраций. Каждая из шести гомилий начинается с новой тетради, её предваряют пышная орнаментальная заставка и полностраничная миниатюра, которая занимает всю оборотную сторону последнего листа предшествующей тетради. Остальные миниатюры размещаются в тексте, неизменно совпадая с ним по ширине, но значительно варьируются по высоте. Все миниатюры написаны на золотом фоне и обрамлены простой красной линией. После каждой из миниатюр текст начинается с декоративного инициала, составленного чаще всего из растительных мотивов или фигурок зверей и птиц. В устоявшуюся схему сюжета во многих миниатюрах гомилий Иакова Коккиновафского вводятся новые сценические элементы и персонажи. Например, композиция «Рождество Богоматери» включает не только образ Анны на ложе и купание новорождённой, но и фигуры предводителей 12 колен Израилевых.

 



 
PR-CY.ru