ИАСОН и СОСИПАТР - Страница 4

В Мартирологе Узуарда (вторая половине IX в.) под 12 июля отмечена память Иасона вместе с памятью Мнасона Кипрянина из Деян. 21:16, с которым ошибочно отождествляют Иасона. Память Сосипатра приходится на 25 июня; он отождествляется с Сопатром из Деян. 20:4, но в отличие от византийской традиции в тексте «Деяний св. апостолов» не упоминается о происхождении Сосипатра из города Патры в Ахайе о и его епископстве в Иконии. Память Иасона отмечается в Тпиконе Великой церкви 27 апреля без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. память Иасона и Сосипатра не отмечается, однако в рукописных славянских Минеях студийской традиции (например, Исторического музея, XII в.) 28 апреля указаны посвящённые Иасону канон, цикл стихир и три седальна. В Евергетидском Типиконе второй половины XI в. в день памяти Иасона указаны канон авторства Иосифа второго гласа, цикл стихир, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. память Иасона отмечена 28 апреля без богослужебного последования. Начиная с ранних редакций Иерусалимского устава (например, XII–XIII вв.), 28 апреля к памяти Иасона прибавляется память Сосипатра; указывается отпустительный тропарь. В первопечатном греческом Типиконе (Венеция, 1545 г.) 28 марта отмечается память Иасона и Сосипатра и мучеников Максима и Дады; помещены краткие богослужебные указания, в соответствии с которыми последования святых соединяются со службой праздника Преполовения Пятидесятницы. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 28 апреля последование Иасона и Сосипатра соединяется с последованием мучеников Максима и Дады; служба совершается по типу «два малых святых без знака»; апостолам назначаются отпустительный тропарь третьего гласа и кондак четвёртого гласа. Такой устав службы сохраняется в славянских богослужебных книгах до настоящего времени. Последование Иасона и Сосипатра, содержащееся в современных богослужебных книгах, включает отпустительный тропарь, кондак второго гласа («Учениями Павла») – в греческой Минее, четвёртого гласа – в славянской; в греческой Минее помещён анонимный канон второго гласа без акростиха, ирмос (начало: «Суду Христа»), в славянской Минее – канон авторства Иосифа, греческий оригинал которого известен по рукописям, плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа с акростихом «Славного Иасона воспою ревностно. Иосиф», ирмос; разные циклы стихир-подобнов, разные седальны, экзапостиларий (только в греческой). В рукописях встречаются песнопения Иасону и Сосипатру, не вошедшие в современные богослужебные книги: канон Иасону первого гласа с именем автора (Георгия) в богородичнах без акростиха, ирмос (начало: «Вечно заключённого»); канон Иасону четвёртого гласа с именем автора (Георгия) в богородичнах без акростиха, ирмос (начало: «Направил нашу Господь»); канон Иасону и Сосипатру, составленный гимнографом Иовом, с акростихом «Пою Иасона с Сосипатром. Иов» плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «Вместе со всеми светоносными чинами»).



 
PR-CY.ru