ИАСОН и СОСИПАТР

ИАСОН и СОСИПАТР – апостолы от 70 (память 28 апреля и 4 января – в Соборе 70 апостолов; память в Греческой церкви 29 апреля; отдельно Сосипатру – память 10 ноября; память в Западной церкви 25 июня). Согласно Деян. 17:1–9, Иасон принимал в своём доме апостолов Павла и Силу во время их пребывания в Фессалонике. В результате возмущения «неуверовавших Иудеев» (Деян. 17:5) против проповеди апостолов Павла и Силы им пришлось бежать в город Веррия (Бероя, ныне Верия, Греция). Иасона же и некоторых братьев возмутившаяся толпа повлекла «к городским начальникам» (Деян. 17:6) и обвинила их перед лицом правителей в сотрудничестве с Павлом и Силой, которые «поступают против повелений кесаря, почитая другого царём, Иисуса» (Деян. 17:7). Но, в конце концов, Иасон вместе с другими христианами был отпущен или под залог, или под чьё-то поручительство (Деян. 17:9: «получив удостоверение»). Поскольку греческое имя Иасон употреблялось евреями диаспоры в качестве эквивалента еврейских имён Иешуа и Иошуа, исследователи считают вполне вероятным, что Иасон был эллинизированным иудеем, обращённым в христианство апостолом Павлом во время проповеди в фессалоникийской синагоге (Деян. 17:1–4). Иасон, как полагают исследователи, был состоятельным человеком, и его дом мог служить местом собрания для фессалоникийской общины. Некоторые библеисты высказывали предположение, что гнев толпы против Иасона, возможно, вызван не только фактом проживания у него апостолов, но и активностью самого Иасона и других христиан Фессалоники, что могло привести к продолжению гонений на церковь в Фессалонике (см., например: 1 Фес. 2:14). В Деян. 20:4 имя Сосипатр представлено в сокращённой форме – Сопатр. Этим именем назван сын Пирра из Веррии (полный вариант имени в этом стихе приводится только в очень поздних византийских манускриптах Нового Завета и воспроизводится в синодальном переводе). Евангелист Лука упоминает его среди тех, кто сопровождали апостола Павла в его путешествии через Македонию на пути в Иерусалим. На основании Деян. 20:5–6 исследователи предполагают, что Сосипатр вместе с другими христианами был с апостолом Павлом в Троаде. В Рим. 16:21 апостол Павел приветствует римскую общину от лица Иасона и Сосипатра, называя их «сродниками», что, по всей видимости, указывает на их еврейское происхождение (ср.: Рим. 9:3). Хотя среди современных исследователей высказываются сомнения относительно тождества Иасона, упомянутого в Деян. 17:5–9, с Иасоном из Рим. 16:21. Многие  позднеантичные и средневековые толкователи считали, что в этих отрывках Нового Завета речь идёт об одном и том же Иасоне.

 



 
PR-CY.ru