ИСААК СИРИН, Исаак Ниневийский - Страница 64

Путь человека к вершинам мистической жизни может описываться как путь от деятельности к созерцанию, от слышания к видению, от помрачения к озарению, от рационального познания к сверхрациональной вере, от неосмысленной веры к духовному знанию, от мирского знания к божественному «незнанию», или «сверх-знанию». Путь к познанию Бога, которое есть «не-знание», бесконечен. Этот путь завершается только в будущем веке, когда человек достигает возможной для него полноты созерцания и знания: «Прежде, чем приблизится кто к знанию, восходит и нисходит в жизни своей; когда же приблизится к знанию, всецело возносится на высоту, но сколько бы ни возвышался, не достигает совершенства восхождение знания его, пока не наступит тот век славы и не примет человек полного его богатства». И в Византии, и на Руси Исаак Сирин был почитаем в числе преподобных отцов, авторов аскетических творений. В византийских рукописях, содержащих греческий перевод сочинений Исаака Сирина, его имя сопровождается титулом «преподобного отца нашего», а в славянских рукописях – титулом «иже во святых отца нашего». Почитание Исаака Сирина в Византии возникло, как полагают исследователи, вскоре после появления греческого перевода его творений. Вместе со славянскими переводами сочинений Исаака Сирина его почитание пришло на Русь. Никакого формального акта его канонизации ни в Византии, ни на Руси не было. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что память его празднуется вместе с другим наиболее известным в Византии и на Руси сирийским духовным писателем –Ефремом Сирином. Отдельного богослужебного чинопоследования для Исаака Сирина не существовало ни в Византии, ни на Руси. Имя Исаака Сирина упоминается, и его сочинения цитируются в авторитетных памятниках византийской и русской церковной литературы. В частности, игумен Константинопольского монастыря Богородицы Евергетиды (Благодетельницы) павел Евергетин включил цитаты из сочинений Исаака Сирина в сборник святоотеческих текстов «Евергетинос», составленный в Константинополе между 1048 и 1054 гг. и получивший широкое распространение. Изречения Исаака Сирина включены в Пандекты НиконаЧерногорца (вторая половина XI в.; переведён на славянский язык в XII в.). Цитаты из сочинений Исаака Сирина занимают существенное место в «Уставе о жительстве скитском» Нила Сорского (конец XV – начало XVI вв.). Сочинения Исаака Сирина отсутствовали в греческом «Добротолюбии» (изданном в 1782 г.), поскольку издание «Добротолюбия» следовало за изданием «Слов подвижнических» Исаака Сирина на греческом языке (появившимся в 1770 г.). Однако святитель Феофан Затворник включил сочинения Исаака Сирина во второй том русского «Добротолюбия» (изданного в пяти томах в 1877–1890 гг.).

 



 
PR-CY.ru