ИСААК СИРИН, Исаак Ниневийский - Страница 11

Божественная любовь была главной причиной сотворения Богом мира и пришествия Его во плоти; она является главной движущей силой тварного бытия: «Единственная причина сотворения мира и пришествия Христа в мир заключается в явлении преизобильной любви Божьей, которая привела в бытие то и другое. Сила любви Божьей по отношению к твари отражена в пришествии Христа в мир». Любовь Божья есть продолжающееся и нескончаемое откровение Божества в Его творческом действии. Любовь лежит в основании мира, она управляет миром, и она же приведёт мир к тому славному исходу, когда он будет всецело «поглощён» Божеством: «Любовью привёл Он мир в бытие; любовью ведёт Он его в этом его временном образе существования; любовью Он приведёт его к тому чудному изменению, и любовью мир будет поглощён в этой великой тайне Того, Кто совершил всё это; в любви заключается исход всей истории существования твари». Воля Божья, исполненная любви, является первоисточником всего существующего во вселенной. Бог не есть только Демиург вселенной и её Перводвигатель; Он – «поистине Отец словесных существ, которых родил Он Своим попечением, чтобы стали они наследниками славы Его во время грядущее, дабы явить им богатство Его для их наслаждения нескончаемого». Бог, согласно Исааку Сирину, есть тот единственный «истинный Отец, Который Своей безмерно великой любовью превосходит всякую отеческую любовь». Поэтому Его отношение к тварному миру характеризуется непрестанной промыслительной заботой обо всех, кто его населяет: об ангелах и демонах, о человеке и животных. Промысл Божий является общим для всех и простирается на всё. Ни одно создание не исключено из области любвеобильного Промысла Божия, но всякому в равной мере уделяется любовь Создателя: «Как есть равенство и постоянство в знании Его, так есть равенство и постоянство в любви Его». Все живые существа находились в уме Божием прежде их сотворения. Ещё до того, как они были приведены в бытие, каждое из них получило своё место в иерархическом строе вселенной. Это место не отнимается ни у кого даже в случае отпадения от Бога: «У Него единый чин совершенной бесстрастной любви ко всем им, и у Него единый Промысл как о тех, кто пал, так и о тех, кто не пал». Промыслительная забота Бога и Его любовь распространяются на ангелов, которые были первым произведением творческого акта Бога, – включая тех, которые отпали от Бога и превратились в демонов. Согласно Исааку Сирину, любовь Создателя не уменьшается по отношению к падшим ангелам после их падения, и она ничуть не меньше, чем полнота любви, которую Он имеет по отношению к прочим ангелам. Бог равным образом любит и праведников, и грешников, не делая различия между ними: «У Него одна любовь по отношению к нам и к святым ангелам. И к грешникам она такая же, как к праведникам. Свидетельством этого является Боговоплощение». Прежде сотворения человека Бог уже знал о его будущей греховной жизни и всё-таки сотворил его. Бог знал всех людей прежде, чем они стали праведниками или грешниками, и в Своей любви не изменился из-за того, что они подверглись изменению. Даже многие предосудительные деяния человека принимаются Богом с милостью, «ибо Бог благ и милосерден: не в обычае у Него судить слабости естества и дела, совершённые по необходимости, даже если они предосудительны».

 



 
PR-CY.ru