ИОАКИМ V Дау - Страница 2

Противостояние патриархов совпало с активным проникновением в последней трети XVI в. на Ближний Восток католических миссий, стимулировавших дальнейшее сближение с Римом маронитов и призывавших к тому же православных и монофизитов (миссии Ж.Б. Элиано в 1578–1579 и 1580–1582 гг.). Раскол в Антиохийской церкви вызвал живейший интерес в Риме, т.к. давал возможность привлечь к унии хотя бы одного из патриархов-соперников. В 1583 г. папа Григорий XIII (1572–1585 гг.) направил на Восток посольство во главе с иезуитом Леонардом Абелем, титулярным епископом Сидонским, которому предписывалось провести переговоры с лидерами Восточных церквей и склонить их к унии на условии признания Ферраро-Флорентийского собора (1438–1445 гг.) и реформы календаря 1582 г. Леонард Абель неоднократно встречался в Халебе с патриархом Михаилом VII, который, чувствуя, что проигрывает борьбу за патриаршество, пытался опереться на поддержку католиков и заявил о готовности принять унию. Не позже лета 1584 г. Леонард Абель встречался и с Иоакимом V в дер. Айта в Бекаа. Иоаким V, находившийся в катастрофическом финансовом положении и избегавший появляться в Дамаске и Триполи, не мог вступить в конфликт ещё и с католическим миром. Он встретил Леонарда Абеля любезно, но на предложение принять унию отвечал уклончиво, заявив о необходимости обсудить этот вопрос с церковной иерархией, паствой и главами соседних церквей. Иоаким V назначил легату следующую встречу в Триполи, однако уже в сентябре 1584 г. покинул Сирию и отбыл в Константинополь, где надеялся получить финансовую поддержку Константинопольского патриарха. Для католической дипломатии фактический отказ Иоакима V от продолжения переговоров означал неудачу миссии. Его антилатинская позиция проявилась достаточно очевидно; из-за этого в позднейшей католической историографии он назывался антипатриархом, а легитимным Антиохийским патриархом в 1576–1592 гг. считался Михаил VII. Возобновление контактов с католиками вызвало оживление интеллектуальной жизни в Антиохийской церкви. Появились как прокатолические произведения (письмо в Рим группы триполийских христиан, сентябрь 1584 г.), так и антилатинские трактаты. Среди антилатинских трактатов наибольшую известность получил ответ на послание папы Григория XIII (сохранился в семи копиях), который составил один из приближённых Иоакима V Анастасий ибн Муджалла (впоследствии митрополит Триполи). Сохранились также написанные в этот период анонимный ответ папским легатам и антикатолическое сочинение дамаскинца Юханны ибн Мусаллы. В Константинополе Иоаким V скоро убедился в невозможности получить помощь от греков: внутренние конфликты в начале 1580 гг. в Константинопольской патриархии (как и в Сирии) привели к разорению церкви. 10 марта 1585 г. Иоаким V участвовал в интронизации нового Константинопольского патриарха Феолипта II (1585–1586 гг.). Иоаким V вместе с Феолиптом II и Александрийским патриархом Сильвестром Критянином (1569–1590 гг.) 23 апреля 1580 г. встречался с русским послом Борисом Благим, который привёз царскую милостыню в Константинополь и на Афон. Возможно, общение с послом, а также с Вифлеемским митрополитом Иоакимом, который в это же время возвращался из Москвы, подтолкнули Иоакима V к решению обратиться за помощью к России. Не позднее осени 1585 г. Иоаким V прибыл в Галицию, где принял активное участие в жизни Западнорусской митрополии (как считается с санкции патриарха Феолипта II, озабоченного кризисом православия на этих землях). Иоаким V поддержал Львовское братство в конфликте со Львовским епископом Гедеоном (Балабаном), которого члены братства обвиняли в недостойном поведении. Патриарх утвердил устав братства, согласно которому оно было освобождено от власти Львовского епископа, получило право наблюдать за образом жизни духовенства и мирян, могло оказывать сопротивление епископу в случае нарушения им церковных канонов.

 



 
PR-CY.ru