Словарь по христианству И ИОАКИМ V Дау

ИОАКИМ V Дау

ИОАКИМ V Дау – Антиохийский патриарх с 25 мая 1581 г. по 7 октября 1592 г. Согласно одной из рукописей, происходил из с. Сафита под Тартусом, согласно другой – был сыном священника Исхака из Дамаска. До избрания на патриаршество носил имя Дорофей. Занимал кафедру митрополита Триполи (в этом сане впервые упоминается в колофоне рукописи из монастыря Хаматура, 1574 г.). После смерти Антиохийского патриарха Иоакима IV ибн Джумы (1543–1576 гг.) Дорофей наряду с Евхаитским митрополитом Макарием и Халебским митрополитом Григорием выдвигался кандидатом на патриарший престол. После того как Григорий отказался от престола в пользу Макария (Михаил VII; 1576–1583 гг.), Дорофею пришлось сделать то же. В патриаршество Михаила VII Дорофей играл видную роль на православном Востоке. В конце 1578 г – начале 1579 г. он, как экзарх Константинопольского патриарха Иеремии II (1572–1580 гг.), выступал третейским судьёй в конфликте Иерусалимского патриарха Германа I Пелопоннесца (1534–1579 гг.), монахов лавры Саввы Освященного и Вифлеемского митрополита Иоакима (ум. после 1593 г.). От этого времени сохранилась рукопись, переписанная Дорофеем в Архангельском монастыре Иерусалима (январь-март 1579 г.). В колофонах Дорофей упоминает своих спутников священников Ису и Михаила, впоследствии занимавших заметное место в его окружении. Приблизительно в начале 1581 г. произошёл конфликт между патриархом Михаилом VII и христианской общиной Дамаска, под давлением которой патриарх отрёкся от престола и покинул Дамаск. Дамасские христиане призвали митрополита Дорофея и провозгласили его патриархом с именем Иоаким V (ранее 25 мая 1581 г.). Однако вскоре Михаил VII отказался от своего отречения и совместно с верными ему епископами предал анафеме Иоакима V Дау и его сторонников (по сведениям ряда хронистов, отлучение, наложенное Михаилом VII на дамасских христиан, предшествовало избранию Иоакима V). В свою очередь, Иоаким V Дау вместе с примкнувшей к нему частью клира отлучил Михаила VII. Антиохийский патриархат был ввергнут в смуту: южные епархии поддержали Иоакима V, северные – Михаила VII. Конфликт сопровождался сильнейшим взаимным ожесточением (позднейшие хронисты, не приводя подробностей, пишут об убийствах некоторых именитых христиан). В 1582 г. Михаил VII ездил в Константинополь, где получил признание патриарха Иеремии II, а также фирман султана, подтверждавший его полномочия. Однако жители Дамаска, подкупив местные османские власти, проигнорировали султанское повеление и не приняли Михаила VII. Иоаким V сумел привлечь на свою сторону Иерусалимского и Александрийского патриархов, с которыми должен был поддерживать тесные отношения со времён своего пребывания в Иерусалиме в 1579 г., и задействовал связи с константинопольскими греками. В результате Высокая Порта по ходатайству трёх патриархов издала 25 июня 1583 г. указ о высылке Михаила VII из Сирии. Тот снова отправился в Константинополь, однако уже не нашёл там поддержки. Священный Синод Константинопольской церкви предложил ему окончательно отречься от престола. По одним данным, Михаил VII умер на обратном пути на о-ве Родос около 1583/1584 г., по другим – дожил до конца 1592 г., однако отказался от дальнейшей борьбы за престол. Таким образом, к 1584 г. Иоаким V Дау остался единственным законным Антиохийским патриархом. Борьба претендентов за патриарший престол сильно разорила христиан Сирии; церковь была обременена долгами. Иоаким V, очевидно, пообещал османским властям за поддержку больше, чем мог заплатить. Уже в 1583 г. он был вынужден скрываться от дамасского паши, требовавшего с него денежных выплат, в долине Бекаа, слабо контролируемой османской администрацией.

 



 
PR-CY.ru