ИКОНОБОРЧЕСТВО - Страница 4

Тогда же возобновилось уничтожение икон, преследование монахов, эмиграция на Восток и в Италию. Его преемник, Михаил II Косноязычный (Аморейский) попытался держаться довольно своеобразной политики терпимости относительно иконопочитателей: он дал амнистию всем, потерпевшим за иконопочитание, и издал постановление, требовавшее, чтобы «никто не смел приводить в движение язык свой ни против икон, ни за иконы», «чтобы молчание было правилом всем, что напоминает иконы». Однако в это царствование произошло восстание самозванца Фомы, поднятое, вероятно, во имя православия. Постановление Михаила II оставалось в силе и при его преемнике, императоре Феофиле (829–842 гг.), который, однако, снова стал энергично преследовать иконопочитателей. Лишь после его смерти, в 843 г., императрица Феодора (842–867 гг.), жена императора Феофила, вместе с братом Вардой управлявшая за малолетнего Михаила III Пьяницу, вторично восстановила иконопочитание. При посредстве её дяди Мануила византийское духовенство убедило императрицу, давно расположенную к иконопочитанию, восстановить его. Патриарх-иконоборец Иоанн VII Грамматик (836/837 – 843 гг.) был низложен и сослан, а на его место назначен ставленник императрицы патриарх Мефодий I (843–847 гг.), подвергшийся преследованию при Феофиле. Церковный Собор, созванный Феодорой, под председательством Мефодия, осудил иконоборчество (исключение было сделано для Феофила) и одобрил иконопочитание, утвердив все определения Седьмого Вселенского собора. Тогда же был установлен и впервые совершён (19 февраля 842 г.) чин провозглашения вечной памяти ревнителям православия и анафематствования еретикам, совершаемый в православной церкви в Неделю православия. На Франкфуртском соборе 794 г. и на Парижском 825 г. был выражен взгляд, объявивший всякое церковное служение перед иконами идолопоклонством, но не отрицавший их значения как украшения церкви и средства поддержания благоговения. При недостаточной разработанности истории иконоборчества, как относительно происхождения этого движения, так и относительно его характера и значения у исследователей существуют большие разногласия. По вполне понятным причинам литературная продукция иконоборцев почти полностью утрачена (из-за их окончательного поражения), зато хорошо сохранились произведения иконопочитателей. На Востоке самым сильным противником иконоборчества явился в эту эпоху знаменитый богослов, философ и поэт Иоанн Дамаскин (около 675 – до 753 гг.). Его главная работа – «Источник знания (ведения)» – остаётся непревзойденным курсом догматического богословия. Не стремясь к новым построениям (по причинам верности традиции), он тщательно и любовно собрал и систематизировал всё главное, что установили церковные соборы и чему учили величайшие богословы. Немалую роль в раскрытии смысла иконы как свидетельства о Боговоплощении сыграл византийский монах, аскет, деятель и писатель Феодор Студит (759–826 гг.).



 
PR-CY.ru