ИКОНОБОРЧЕСТВО - Страница 2

Кроме того, стабильности государства угрожала борьба различных политических партий монахов-иконопочитателей, вызывавших ненависть населения, – иконодулов, иконолатров (иконопоклонников), идололатров (идолопоклонников), как их называли противники. Император Лев III Исавр опасался, что недовольные массы, особенно малоземельные крестьяне окраин, поддержат постоянно вторгавшихся арабов. Императорскую инициативу поддержали соединившие в своих убеждениях христианство и персидскую религию павликиане (павликианство – ересь, возникшая в Армении в VII в.; его последователи не признавали церковной иерархии, отказывались от крещения и других обрядов, проповедовали социальное равенство), которые учили, что в почитании истинного Бога следует всячески избегать внешнего поклонения материальному (делу рук злых духов), и церковь не должна украшаться (в том числе) изображениями. По мнению иконоборцев, иконы пытаются представить Христа как человека, уничтожая этим Его Божественную суть. Почитатели икон, напротив, заявляют, что на иконы переходит святость изображённого на них святого. Кроме того, говорят они, иконы – это книги для неграмотных, для которых учение христианства слишком сложно. Но в результате верная, по сути, идея по ограничению влияния реликвий на верующих была извращена и вылилась в борьбу с почитанием икон как таковых. Вначале император своим указом запретил христианам падать перед иконами во время молитвы; многие иконы были поставлены высоко, чтобы их нельзя было целовать. Это не привело к ожидаемым результатам, и через пять лет был издан указ, в котором повелевалось совершенно прекратить почитать иконы и удалить их из общественных мест. В результате многие иконы просто уничтожались, а при их уничтожении происходили схватки и побоища. Население собственно Греции (Эллады) и Кикладских островов, провозгласив нового императора, подняло восстание, окончившееся, впрочем, полной победой энергичного Льва III Исавра. Немало жителей внутренних частей империи, не желая мириться с ересью, бежали на окраины государства. Значительная часть итальянских владений Византии во главе с Равенной в это время отдалась под власть лангобардов. Папский престол выступил решительным противником иконоборчества и ярым защитником иконопочитания. Римские папы отказались подчиниться требованиям императора и объявили иконоборчество ересью. Константинопольский патриарх Герман (715–739 гг.) также решительно выступил против императорского эдикта, обличал Льва III в ереси, на настояния императора подписать эдикт против икон ответил отказом вводить что-нибудь новое в делах веры без Вселенского собора, но был смещён и заменён иконоборцем Анастасием (730 – 753/754 гг.). На защиту патриарха Германа встало папство. Папа Григорий II (715–731 гг.) осудил Льва III как еретика, уведомив императора, что Рим отойдёт из-под его власти, если тот будет настаивать на уничтожении иконопочитания. А папа Григорий III (731–741 гг.) специально собрал в 732 г. Собор, также осудивший иконоборчество (папы расценивали политику Льва III как стремление сочетать в себе императора и священника, хотя, с их точки зрения, Лев III Исавр представлял собой не более чем прихожанина Софийского собора). Позиция высших иерархов церкви была проигнорирована императором. Собор, созванный в 730 г. императорским указом, поддержал религиозную реформу и составил эдикт против икон. Патриарх Герман как противник иконоборчества был сослан, но поскольку с формальной точки зрения под эдиктом Собора должна была стоять подпись патриарха, то император срочно назначил нового патриарха, который без промедления подписал эдикт иконоборческого Собора. Но на стороне иконопочитателей объединилось ортодоксальное духовенство и часть монашества, которым удалось консолидировать население, особенно в европейской части империи. Наступление на иконопочитание продолжил сын Льва III Исавра – император Константин V Копроним (741–775 гг.). Несмотря на трудную борьбу с православной партией в начале царствования, выставившей против него нового императора, его зятя Артавазада, который в течение почти двух с половиной лет (741–743 гг.) владел Константинополем, Константин V с ещё большей энергией выступил против иконопочитания.

 



 
PR-CY.ru