ИКОНОБОРЧЕСТВО - Страница 3

Кульминацией развернувшейся борьбы стал иконоборческий Собор 754 г., проведённый императором во дворце Иерии, на азиатском берегу Босфора. На Соборе почитание икон было запрещено: «Всякая икона, сделанная из какого угодно вещества, а равно и писанная красками при помощи нечестивого искусства живописцев, должна быть извергнута из христианских церквей; она чужда им и заслуживает презрения. Да не дерзнёт никакой человек заниматься таким нечестивым и неблагоприличным делом. Если же кто-либо с этого времени дерзнёт устроить икону, или поклоняться ей, или поставить её в церкви, или в собственном доме, или же скрывать её, такой, если это будет епископ или пресвитер, или диакон, то да будет низложен, а если монах или мирянин, то да будет предан анафеме, и да будет он виновен и перед императорскими законами». Собор объявил лиц, виновных в иконопочитании, подлежащими императорским законам, т.е. светской власти. Стремления Константина V вели его к покровительству приверженным павликианству «сириянам и армянам», которые переселялись в европейскую часть империи, усиливая здесь восточный элемент (вообще влиятельный при иконоборческих императорах), и к раздражению против монашества. Император не только стал подвергать открытому гонению и мучениям отдельных представителей монашества, но преследовал, по-видимому, и сам институт монашества. Благодаря этому усилилась эмиграция греческого монашества, бежавшего, главным образом, в Южную Италию и на северные берега Чёрного моря. Несмотря на усиление оппозиции (в которой встречались уже и высокопоставленные светские лица), иконоборчество держалось не только до смерти Константина V, но и в царствование его сына, более умеренного Льва IV Хазара (775–780 гг.). Борьба иконоборцев с иконопочитателями продолжалась с переменным успехом ещё длительное время. Только в регентство его жены, императрицы Ирины, правившей первоначально за своего младшего сына, императора Константина VI (780–797 гг.), а впоследствии ставшей самодержавной императрицей, при дворе особое влияние приобрели ортодоксальные иерархи и монашество, настроенные против иконоборчества. После возведения на Константинопольскую кафедру Тарасия (784–806 гг.) было решено созвать Вселенский собор для восстановления иконопочитания. В августе 786 г. был открыт Собор в Константинополе, но войско, оплот иконоборцев, оказало такое сопротивление его деятельности, что участвовавшие в нём должны были разойтись. Переместив под благовидным предлогом столичное войско в провинции и отпустив ветеранов на родину, составив новое войско и поставив над ним преданных себе начальников, Ирина в сентябре 787 г. созвала в Никее Собор, ставший Седьмым Вселенским. На Соборе в Никее иконоборчество было осуждено, а иконоборческие епископы были вынуждены подписать отречение от своих убеждений. Было установлено, что не должно оказывать иконам поклонения, приличествующего только Богу, но их подобало чтить так же, как и святой животворящий крест (почитание которого не отвергалось иконоборцами), подобало прикладываться к ним, преклонять пред ними колена, воскурять фимиам, возжигать свечи, обращаться к ним с молитвой. Однако иконоборческое направление продолжало жить в восточных областях Малой Азии и среди части войска. Иконоборцы, по-видимому, не терпели преследований в смутную эпоху правления Константина VI и Ирины (до 802 г.) и в царствование Никифора (802–811 гг.), возбуждавшего недовольство православной партии и особенно монахов не только своими финансовыми мерами, но и терпимостью к павликианам. Лишь в короткое царствование императора Михаила I (811–813 гг.), находившегося под сильным влиянием духовенства, иконоборцы (также и павликиане) стали подвергаться гонениям. В 813 г. императором стал военачальник Лев V Армянин (813–820 гг.), который возобновил иконоборческую политику. Сломив деятельную оппозицию духовенства, он в 815 г. созвал иконоборческий Собор, отменивший постановления Седьмого Вселенского собора и осудивший возжигание свечей, светильников и приношение благовоний.

 



 
PR-CY.ru