ИМПЕРАТОРОВ КУЛЬТ - Страница 3

Сакрализация распространялась на всех членов императорского дома. Так, дочь Октавиана Августа Юлия Старшая изображалась в виде Дианы, жена императора (Ливия) – в виде божеств Благочестия (Pietas), Мира (Pax), Правосудия (Iustitia) или богини Цереры. Император Тибиерий (14–37 гг.) утвердил порядок деификации Октавиана Августа и последовательно распространял и поддерживал его культ. Исследователям известно, что Тиберию было посвящено 11 храмов в Малой Азии, однако неясно, были ли они воздвигнуты ему при жизни или посмертно. Долгое время считалось, что Тиберий и Клавдий негативно относились к собственному божественному почитанию, но в последние годы это мнение оспаривается исследователями. При императоре Веспасиане (69–79 гг.) культ императоров стал всеобщим и обязательным. В городах и сельской местности создавались коллегии императорских ларов. Богатые плебеи и вольноотпущенники вступали в коллегии севиров-августалов и тратили значительные средства на постройку храмов, организацию праздников, игр, пиршеств. В провинциях к отправлению культа привлекалась местная знать. Участие в культе императоров было свидетельством лояльности и благонадёжности, уклонение – преступным святотатством (в соответствии с законом «об оскорблении величия»). Греческий оратор Элий Аристид утверждал, что ни один из подданных императора «не является столь дерзким, чтобы не дрогнуть при имени государя: он встаёт, он благоговейно его славит и возносит одновременно две молитвы: одну – к богам о его благополучии, а другую – к нему о своём собственном». Клятва гением императора считалась священной. Причину интенсивной политики распространения почитания императоров династий Юлиев и Клавдиев при Веспасиане исследователи связывают с его стремлением легитимизировать собственную власть. Относившиеся к культу императоров символы, образы и девизы чеканились на монетах и медальонах, изображались в храмах, в частных домах, на площадях и триумфальных арках и, таким образом, постоянно находились перед глазами жителей империи. Императоры становились членами всех главных жреческих коллегий, а порой присваивали себе атрибуты богов. Так, Калигула (37–41 гг.), объявив себя «господином» («dominus») и «богом» («deus»), появлялся на публике в образе Юпитера, с позолоченной бородкой и молниями в руке, с трезубцем Нептуна, в шелках и на котурнах, с кадуцеем Меркурия или даже в облачении Венеры. «Господином» и «богом» велел себя именовать и император Домициан (81–96 гг.), при котором культ императоров приобрёл невероятный размах: в Риме на Палатинском холме были установлены золотые и серебряные статуи императора, а месяцы сентябрь и октябрь переименованы в его честь.

 



 
PR-CY.ru