ИМПЕРАТОРОВ КУЛЬТ - Страница 4

Император Коммод (180–192 гг.), получивший от сената имя Феликс (Счастливый) и вступивший во все жреческие коллегии, распорядился почитать себя как римского Геркулеса (например, на монетах он изображался в виде Геркулеса, в львиной шкуре, с рогом изобилия и яблоками Гесперид), однако сразу же после убийства императора культ был отменён. Императора Александра Севера (222–235 гг.) часто изображали в образе Геркулеса, а императриц II–III вв. – с атрибутами Юноны, Венеры и Цереры. Геркулес и Дионис стали официальными покровителями императорского дома Северов (193–235 гг.). Начиная с Траяна, римские императоры официально именовались «государями» («dominus»). При императоре Адриане (117–138 гг.) в культ императоров было включено почитание «вечного Рима» («Roma Aeterna»). Стремясь привлечь внимание населения империи к традиционной римской религии и ослабить влияние христианства, император Деций Траян (249–251 гг.) в 250 г. выпустил серию монет с портретами обожествлённых императоров. Одновременно был опубликован указ, обязавший всех жителей империи участвовать в отправлении культа гения императора. Впоследствии обожествлялись даже императоры-христиане, такие как Валент (364–378 гг.) и Феодосий I Великий (379–395 гг.). Жертвоприношение в культе императоров  было олимпийского свойства, т.е. жертва во время застолья разделялась между его участниками – именно это отличало культ императоров от культа «героев» (жертвоприношение хтонического свойства) и сближало с культами эллинистических правителей. При этом чётко различали культ почившего императора и здравствующего. В последнем случае жертвы приносили не непосредственно божественному принцепсу, а ради него. Изображение императора занимало центральное место в культе императоров. Перед статуей императора совершали жертвоприношения, её украшали венками и обходили в торжественной процессии. Празднования в честь императора, которые сопровождались жертвоприношениями, торжественными шествиями, застольями, спортивными и музыкальными состязаниями, происходили в день рождения государя, в годовщину его восшествия на престол, в день основания культа императора в данном городе. Особый случай – визит императора (парусия, adventus), в день приезда которого процессия из лучших жителей города с оливковыми или пальмовыми ветвями, со свечами и с факелами выходила за городские стены встречать своего государя. Торжественный приём императора продолжался жертвоприношениями и играми внутри городских стен. Храмы, посвящённые культу императора, имели особые календари на целый год, примером чего исследователи называют календарь храма Августа, так называемые Feriale Cumanum. Кроме жреческих и гражданских религиозных союзов с культом императоров также связаны некоторые формы мистериальных культов. Например, в эфесских мистериях Деметры наравне с ней почитались Augusti и члены императорской фамилии, а в Элевсине иерофант наряду с другими священными предметами показывал изображения императоров. Императора воспринимали как живое воплощение преодоления смерти и достижения божественного бессмертия.



 
PR-CY.ru