ИОАСАФ ДИОНИСИАТ - Страница 3

Из характерных песнопений исследователи упоминают осмогласный двухорный славник Успения Пресвятой Богородицы «Богоначальным мановением», славник Пасхи «Воскресения день», стихиру Собора бесплотных сил «Срадуйтеся нам» (которая напоминает стихиру протопсалта Иакова) и «Молитвами святых» («весьма искусное» [древнее], «по просьбе кир Акакия»). Не менее важной исследователи считают деятельность Иоасафа Дионисиата по составлению «экзегезисов». Главным его трудом в этой области стал перевод в нотацию Нового метода «Доксастария» митрополита Новых Патр Германа (автограф, около 1830 г.; содержит почти полный набор песнопений неподвижного годового круга и избранные песнопения Триоди и Пентикостария). Отдельные «экзегезисы» из Стихираря Германа, предназначенные для определённых афонских праздников, исследователи встречают и во многих других автографах Иоасафа Дионисиата (обычно с указанием «истолковано из древнего Стихираря [Германа, митрополита] Новых Патр» или просто «истолковано из древнего»). Некоторые из них также были созданы по заказу (см., например, указание «истолковано при поощрении музыкальнейшего кир Нектария Агианнанита» для двух славников на вечерне Зачатия святой праведной Анны). В их числе и «истолкование» известного славника митрополита Германа «Тебе одеющагося светом» (автограф). Помимо широкого круга песнопений Стихираря исследователям известны следующие «экзегезисы» Иоасафа Дионисиата: пасапноарии хвалитных Хрисафа Нового (песнопение из его же Анастасиматария), древнее «Молитвами святых», известное «многолетие царям Московии», «Приидите, христоноснии людие» Петра Беркета («экзегезис» 1858 г.) и некоторые другие. Всё его творческое и «экзегетическое» наследие сохранилось более чем в сорока списках, некоторые из них подписаны и датированы (1819, 1842, 1848, 1858, 1864 гг.), но большая часть определяется по косвенным признакам или по почерку. Особый интерес для исследователей представляют списки, надписанные Иоасафом Дионисиатом как «Энхиридионы» и содержащие современный ему певческий материал (тропари, кондаки, херувимские, причастны и другие песнопения разных мелургов). Исследователи отмечают, что всё творчество Иоасафа Дионисиата несёт на себе печать современных автору и новаторских тенденций, но при этом подвержено сильному влиянию святогорских певческой традиции и практики. В его пападических сочинениях исследователи видят попытку приспособиться к новаторским идеям константинопольских мелургов (и его учителей), в ирмологических и особенно в стихирарических произведениях он больше верен святогорским стилю и форме.



 
PR-CY.ru