ИОАСАФ ДИОНИСИАТ

ИОАСАФ ДИОНИСИАТ (начало XIX в. – 1866 г.) – иеромонах, дидаскал, греческий мелург. Дата смерти Иоасафа Дионисиата известна исследователям благодаря ремарке в «Книге монастыря преподобного Дионисия»: «1866. В этом году 17 февраля отошёл ко Господу священноучитель и священник Иоасаф из Серр и был погребён на верхнем кладбище». Время его рождения исследователи относят к началу XIX в. Сначала Иоасаф Дионисиат поступил в монастырь Икосифинисса (Драмская митрополия). Впоследствии он требовал от этого монастыря различные ценные книги, которые остались там после его ухода, заручившись специальным письмом Константинопольского патриарха Анфима IV (датировано апрелем 1849 г.). Затем Иоасаф Дионисиат переехал в Константинополь, где, согласно свидетельству архимандрита Гавриила, игумена афонского монастыря преподобного Дионисия, служил протосинкеллом Вселенского патриарха (вероятнее всего, одного из двух патриархов, занимавших Константинопольский престол в 1830–1840 гг., –Констанция I или Григория VI). В Константинополе он помимо завершения общего образования и постепенного продвижения по лестнице церковных должностей учился у хартофилакса Хурмузия, которого называл «своим необыкновенным учителем». В монастырь преподобного Дионисия он пришёл, как полагают исследователи, около 1840 г. Сохранилось следующее свидетельство священнка Герасима Византийского Дионисиата от 1842 г.: «Начало с Богом преподавания музыки в святой киновии святого Дионисия всемудрейшим и священноучителем, проживающим в киновии нашей, господина Иоасафа, с позволения всепреподобнейшего отца нашего святого кафигумена господина Евлогия, которого да сохранит Господь Бог, со всей во Христе братией нашей, в спасительный год 1842, месяца мая 4». Согласно свидетельству упомянутого выше архимандрита Гавриила, Иоасаф Дионисиат, «будучи выслан сюда после изгнания его старца из Патриархии, как он сам пишет, полюбил братию, успокоился душой и навсегда там остался. [Как] учитель и учёный, составил энкомии и поучения, [как] наилучший в византийской музыке, оставил после себя целые тома церковных мелодий. Превосходнейшие из печатных изданий нашей библиотеки принадлежат ему, и многие содержат на полях схолии, свидетельствующие о всесторонней образованности и эрудиции этого мужа. Годами он служил секретарём монастыря и был правой рукой кафигумена Евлогия». На основе певческой традиции этого афонского монастыря Иоасаф Дионисиат создал около 50 певческих кодексов, которые отражают различные виды его музыкальной деятельности: переписывание, «экзегезис», «сокращение», переложение, каталогизацию и собственно составление песнопений. Авторские произведения и «экзегезис» Иоасафа Дионисиата проанализированы в краткой, но чрезвычайно ёмкой работе М. Хадзиямусиса.

 



 
PR-CY.ru