ИОАСАФ ДИОНИСИАТ - Страница 2

Исследователи отмечают, что авторское наследие Иоасафа Дионисиата весьма разнообразно: догматики Октоиха, два цикла евангельских стихир (кратко-пространные и «более краткие»), евлогитарии («новораспетые» медленным мелосом с указанием «зимой»), степенны четвёртого гласа, стихи «Бог Господь» по гласам с воскресными тропарями, пасапноарии хвалитных на отдельные гласы, «Богородице Дево» (без кратим и с указанием «приветствие Богородице двухорное новосоставленное, краткое осмогласное») и отпустительные тропари Господских и Богородичных праздников двухорные осмогласные (согласно святогорской практике того времени), девять версий великого славословия с песненным Трисвятым на восемь гласов (две на четвёртый плагальный (восьмой) глас), многочисленные версии полиелея на все гласы («краткие» самого Иоасафа Дионисиата, а также других мелургов в «сокращении» Иоасафа Дионисиата), три цикла херувимских («краткие седмичные», «на праздники и воскресные дни» и «на малые праздники святых»), причастны – воскресные по гласам («по просьбе учеников»), седмичные и многочисленные годового круга, херувимская и причастен литургии Преждеосвящённых Даров, «краткие» стихи «Блажен муж» («сокращённые из [версий] Хурмузия»), «мегалинарии» (катавасии-задостойники Хурмузия, «украшенные лучшим образом»), литургия Василия Великого «в сокращении». Самыми выдающимися произведениями Иоасафа Дионисиата, имеющими особое значение для истории музыки на Афоне, исследователи называют «Сборник всех подобнов и отпустительных всего года… согласно стилю Святой горы» (автограф) и многочисленные песнопения Стихираря: славники и матимы (почти все они содержатся в автографе 1858 г.) на великие праздники (Рождество Христово, Богоявление, Пасху и др.) и (большая часть) на афонские праздники (на дни памяти Иерусалимского патриарха Модеста, преподобного Саввы Освященного, на день перенесения десницы Иоанна Предтечи, на дни памяти преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского, Афонских преподобных отцов, Константинопольского патриарха Нифонта II, преподобного Павла Ксиропотамского и др.), многие из этих песнопений были написаны по заказу («по просьбе святого кафигумена [монастыря] Симона Петра господина Серафима и многих других», «по просьбе святого архимандрита Даниила Ивирита», «по просьбе иверских скитов Предтечи», «по просьбе музыкантов священной киновии Симона Петра», «по просьбе святогорцев» и т.п.). Таким образом, подтверждается практическое предназначение святогорских песнопений Иоасафа Дионисиата, по этой причине они не были включены в константинопольские певческие издания.

 



 
PR-CY.ru