ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ СТРАНСТВУЮЩИЕ - Страница 3

В 1854 г. истинно православные христиане странствующие были признанные «вредной сектой», их деятельность была строго законспирирована. В то же время организация распалась на отдельные течения: «безденежников», члены которого постановили не брать денег (их брали только странноприимники), «неплательщиков», «лучинковцев», «брачных странников», «пустынников», сохранив в более или менее неизменном виде свою эсхатологию, отрицание мира Антихриста. Бегуны имели некое подобие паспорта, который представлял собой простую бумагу с надписями: «Господь защититель живота моего: кого страшуся?», «Сей паспорт духовный по точкам чти тихо: царь царей!», «Дан сей паспорт из града Вышнего, из полиции Сионской, из квартала Голгофского, отроку Афанасию, сыну Петрову. И дан сей паспорт на один век, а явлен сей паспорт в части святых, и в книгу животну под номером будущего века записан». Во второй половине XIX в. (в 1860 г.) большинство сопелковских наставников приняли новый церковный устав «Статьи», написанный бегунским наставником Никитой Семёновым (Никитой Семёновичем Киселёвым), от которых последователи его и называются «статейниками» (их оппоненты – противостатейниками); устав регламентирует жизнь христианских общин и утверждает иерархическое подчинение младших старшим, по примеру священной иерархии (в частности, создавалась и позиция над всеми старшего, вроде патриарха, который управлял бы всеми делами и контролировал бы общецерковную кассу). Эти «Статьи» были утверждены на Соборе 1860 г., преимущим старшим был избран Никита Семёнов. Однако часть странников иерархической структуры не приняли; их главными центрами стали Сибирь и Поморье. Приблизительное соотношение между «статейниками» и статей не принявшими исследователи определить не могут из-за общей скрытности страннического согласия и сильно различающихся данных (некоторые источники указывают, что «статейники» стали маленькой группой, другие считают, что они составили большинство странников). На Соборе «статейников» 20 июня 1895 г. общество было распределено на пять округов (стран) – Ярославский округ, Вичугский, Вологодский, Каргопольский и Казанский, которые, в свою очередь, делились на пределы. В начале XX в. в городе Данилове Ярославской губернии было создано духовное училище странников-«статейников», которое было разгромлено в 1930 г. В 1913 г. в среде «статейников» произошёл раскол, преимущего старшего Рябинина его оппоненты (ранее смещённый преимущий Корнилий Пятаков и старший Вичугского округа Фёдор Михайлов) обвинили в превышении власти, попытке диктата, забвении принципа соборности церкви. В итоге обе группы практически одновременно, в мае 1913 г., провели Соборы и предали друг друга анафеме. Попытки примирения, принятые в последующие годы, результата не дали.

 



 
PR-CY.ru