ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ СТРАНСТВУЮЩИЕ

ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ СТРАНСТВУЮЩИЕ, странники, бегуны, пустынники, сопелковцы – один из крайних толков в старообрядчестве беспоповского направления (см. Беспоповцы). Возник в 1772 г. России в Ярославской губернии. Основатель толка – Ефимий, бывший солдат, уроженец Переславля-Залесского. Бегуны отделились от филипповцев (см. Филипповское согласие), которых критиковали за соглашательство с «антихристовым миром» (в частности, официальное записывание в «раскольники»), выражающееся в уплате налогов, посещении суда, получении паспортов, захоронении умерших на православных кладбищах. В 1782 г. бывший солдат крестил сам себя «в странство» с именем Евфимий, положив тем самым начало новому старообрядческому согласию – «странствующей церкви». Обосновавшись в Ярославской губернии, Евфимий выступил с резкими обличениями филипповцев, написал «разглагольствие» под заглавием «О настоящем в древнецерковном исповедании несогласии с Антихристовыми жрецами» (1784 г.). В Пошехонских лесах создал первую общину, которая была вынуждена уйти в Костромскую губернию (в Галичские леса), через два года в деревню Малышеве, а потом снова вернулись в Ярославль. Под Ярославлем Евфимий скончался 20 июля 1792 г. Из Ярославля странники перебрались в село Сопелки, ставшее центром согласия (которое также получило из-за этого название «сопелковское»). Постепенно согласие распространилось и на другие губернии Российской империи – целая сеть тайных моленных и пристанищ для странников широко раскинулась по всей стране. Наиболее распространённым согласие было в Ярославской губернии. В одном только Романово-Борисоглебском уезде (не считая самого города) в 1853 г. проживали 2374 келейницы. 21 мая 1860 г. в деревне Мишковская (Каргопольский уезд) произошло одно из последних в истории старообрядчества самосожжение 15 странников. В основе вероучения бегунов – идея о том, что спасение от Антихриста возможно лишь путём полного разрыва с миром, изоляции от общества, отказа от любых гражданских функций, повинностей и обязанностей. Странники изначально понимали пришествие Антихриста не духовно, а чувственно. Инок Евфимий писал «Апокалиптический зверь есть царская власть, икона его – власть гражданская, дело его – власть духовная». Для спасения души необходимо было полностью порвать с обществом и отказаться от всех видимых знаков антихристовой власти. Согласно учению странников, ожидается «первое воскресение», когда Иисус Христос на белом коне придёт с небес, сразится с Антихристом, и все бегуны встанут в Его ряды. Тогда наступит тысячелетнее царство Христа; для жилища странников с неба будет спущен Новый Иерусалим, это произойдёт в районе Каспийского моря (по традиции оно является местом паломничества).

 



 
PR-CY.ru