ИЛЬИН ДЕНЬ - Страница 2

В 968 г. Лиутпранд Кремонский наблюдал в Константинополе театральные представления (мистерии) по случаю Дня огненного вознесения пророка Илии. Пышные празднования с участием императора и патриарха были установлены веком раньше Василием I Македонянином, особо чтившим пророка. По мнению Сергея Аркадьевича Иванова, в его же правление (867–886 гг.) была построена киевская церковь Илии-пророка «на ручае» – первый христианский храм на Руси, которым пользовались крещёные варяги, и где они клялись соблюдать русско-византийский договор 944 г. По альтернативной версии (поскольку в других источниках этот храм не упоминается) речь, скорее всего, идёт о константинопольской «Новой церкви» в Большом дворце, где хранилась милоть (накидка) пророка. По мнению исследователей, место клятвы было обусловлено тем, что произошло это в Ильин день 944 г., и император (как и крещёные варяги-русь, служившие его телохранителями) участвовал там в торжествах. По мнению некоторых исследователей, до принятия Русью христианства отмечался Перунов день, который затем стал называться Ильин день, вобрав многие дохристианские традиции. Образ Ильи-пророка, благодаря сходству функций, органично заменил громовержца Перуна, почитавшегося, по свидетельству Прокопия Кесарийского, ещё древними славянами. Представления о том, что Илья ездит по небу на колеснице, гремит и пускает молнии, преследуя змея, не являются славянской новацией. Об их широком бытовании ещё среди византийцев свидетельствует «Житие Андрея Юродивого», написанное не позднее X в. Александр Николаевич Веселовский приводит мнение греческого исследователя Никиты Полита, согласно которому на святого перешли некоторые черты Зевса (которому тоже поклонялись на горных вершинах) и Гелиоса (благодаря омонимии, наличию огненной колесницы и др.), хотя сам критикует эту точку зрения. Название дня: Ильин день,  День памяти Ильи-пророка, Громобой, Держатель гроз, Громовержец, Сухой и мокрый, Морковник, Богатые соты, Бараний рог, Илья грозный, Илья немилостивый, Илья сердитый, Илья наделящий, Ильюшечка, Ильюшка, Ильинская, Купальня. Пророк Илья в славянской народной традиции – повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Илья – «грозный святой». Согласно славянским народным легендам, опирающимся на книжную (библейскую, богомильскую) традицию, Илья был взят живым на небо. До 33 лет Илья сидел сиднем и был исцелён и наделён огромной силой ходившим по земле Богом и Николаем Чудотворцем, после чего был вознесён на небо (ср. былинный сюжет об Илье Муромце). Святой ездит по небу на огненной (золотой) колеснице. По украинским поверьям, солнце – колесо от колесницы Ильи-пророка, Млечный путь – дорога, по которой ездит пророк, запряжённой огненными (белыми, крылатыми) конями, или на белом коне, отчего и происходит гром. Зимой Илья ездит на санях, поэтому грозы и грома не бывает. Сила Ильи-громовержца столь велика, что её приходится сдерживать:

 



 
PR-CY.ru