ИКОНОПИСНЫЙ ПОДЛИННИК - Страница 2

В середине XVII в. в Москве был создан иконописный подлинник более пространной редакции (например, Российской национальной библиотеки), в который входит большее число святых, в том числе московских, а также особо отмечаемые в Москве церковные праздники; описания святых здесь более подробные. В иконописном подлиннике, составленном около 1658 г., описания иконографии расположены по алфавиту. Характеристики святых отличаются физиогномической точностью, в описания праздников входят отдельные элементы, связанные с западноевропейским искусством, таким образом, заметна забота составителей о художественной стороне описаний. Этот подлинник, созданный в окружении Симона Ушакова, содержит некоторые характеристики, совпадающие с теоретическими высказываниями иконописца Иосифа Владимирова. Фёдор Иванович Буслаев приводит выдержки из рукописи иконописного подлинника второй половины XVII в. (Исторический музей). Исследователям известно много иконописных подлинников смешанного типа, самый пространный – второй Сийский, составленный в последней четверти XVII в. чернецом Никодимом (впоследствии наместник Антониева Сийского монастыря) и дополненный графическими образцами (Библиотека Академии Наук). Как правило, иконописные подлинники – это небольшие кодексы, в 8- и 12-градусную доли листа, т.е. они были предназначены для личного пользования. Некоторые из них, в 4-градусную долю листа, использовались, по мнению исследователей, в работе мастерской. По мнению Ф.И. Буслаева и Дмитрия Александровича Григорова, иконописные подлинники возникли на Руси во второй половине XVI в. как результат регламентации искусства после Московского Стоглавого Собора 1551 г. В состав всех иконописных подлинников входят святые Русской церкви, канонизированные на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Иконописные подлинники сформировались, по мнению исследователей, из надписей «лицевых подлинников». Составители иконописных подлинников видели в них описания иконных минологиев, о чём свидетельствует текст 1658 г.: «...Есть и до днесь в святой горе Афона и во иных святых местах писаны чудные иконы святые месячные…, с тех же месячных икон и сий подлинник живописцы списали словесно на хартиях…». Исследователи полагают, что одновременно возникли и образования смешанного типа, где текстовой («толковый») подлинник дополнял свод образцов. Самый ранний сохранившийся комплекс такого рода – иконописный подлинник первой четверти XVII в. из собрания Сергея Григорьевича Строганова («Строгановский иконописный лицевой подлинник». 1869 г.). Это, по сути – лицевой календарь, состоящий из графических изображений святых и праздников на каждый день года, над изображениями помещены их краткие описания. Учёные XIX в. лицевыми подлинниками называли также и своды образцов иконописцев XVII–XIX вв. Однако в письменных источниках нет такого понятия, они названы здесь «образци с ыконны».

 



 
PR-CY.ru