ИКОНОПИСНЫЙ ПОДЛИННИК

ИКОНОПИСНЫЙ ПОДЛИННИК – специальное руководство иконографии, представляющее собой коллекцию образцов – изобразительных канонов; в древнерусской художественной культуре – руководство для художников, содержащее все необходимые сведения для написания икон и стенописи. Они детально определяют признанное церковью верным изображение различных лиц и событий христианской истории, которые отображаются на иконах. Слово «подлинник» в древнерусской письменности известно исследователям только в значении подлинного (истинного) текста, в том числе точного описания объекта, служащего руководством при его воспроизведении. Первые сохранившиеся иконописные подлинники датируются XV в. В «Пискарёвском летописце» под 1598 г. подлинник как самостоятельный источник фигурирует одновременно с визуальным образцом (в данном случае архитектурным): «…Образец был древяной, сделан по подлиннику, как составляется святая святых» («Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1989 г., выпуск 15). Основные статьи иконописного подлинника – описание иконографии святых и праздников, которые в большинстве руководств расположены согласно церковному календарю. Дополнительные статьи содержат описания праздников переходящих дат, обликов Спасителя, Богоматери и святых, композиции «Страшный Суд», икон святых с «деяниями», изображений пророков и праотцев по их составу в иконостасах с приведением текстов на их свитках, Святой Софии Премудрости Божьей, сивилл и древних философов, аллегорий месяцев, а также в иконописные подлинники входят статьи богословского, астрономического и художественного характера, технические наставления. В разных списках иконописного подлинника состав и число добавочных статей неодинаковы, иконографии святых, как и иконографии праздников, варьируются, большинство святых описано по подобию, в сравнении с широко распространёнными образами почитаемых святых. Описания весьма краткие, особое внимание уделено типу бороды и причёски, цвету одеяний. Иконописный подлинник может быть лицевым и толковым. В лицевом иконописном подлиннике помещаются рисунки (прориси) икон – как правило, по дням почитания церковью. Это может быть лицевой синодик, лицевая Библия собрания отдельных прорисей. Толковый иконописный подлинник содержит описания сюжетов, композиций, цветовой гаммы и других деталей икон согласно дням почитания. По составу святых и праздников, а также по характеру их описания иконописные подлинники разделяются на несколько типов. Иконописный подлинник краткой редакции, возникновение которой исследователи связывают с Новгородом, отличаются описанием одного святого на один календарный день и краткостью текста. Наиболее древние памятники этого типа: второй половины XVI в. (?) из собрания Михаила Петровича Погодина (Российская национальная библиотека); конца XVI – начала XVII вв. из собрания Михаила Петровича Овчинникова (Российская национальная библиотека); второй четверти XVII в. старца Кириллова Белозерского монастыря Матвея Никифорова (Российская национальная библиотека).

 



 
PR-CY.ru