ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПРЕПОДОБНОГО ЦЕРКОВЬ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ ("ИВАН ВЕЛИКИЙ") - Страница 3

О составе этой партии мастеров исследователям известно благодаря грамоте Менгли-Гирея великому князю Василию Ивановичу. Из-за Литовско-русской войны посольство пыталось вернуться на Русь через Кафу (ныне Феодосия), пройдя по владениям союзника Московского великого князя – хана Менгли-Гирея. Хан задержал посольство и использовал одного из мастеров (Алевиза) для строительства дворца в Бахчисарае (сохранился портал 1503 г.). С.С. Подъяпольский считал, что с этим посольством приехал не только Алевиз, единственный названный Менгли-Гиреем по имени, но и Бон Фрязин, Пётр Френчюшко (послан в 1508 г. для строительства кремля в Нижнем Новгороде), Варфоломей (строил в 1508/1509 гг. Дорогобуж с мастером Мастробоном) и (что исследователи считают более гипотетичным) мастер Иван (работал в Пскове в 1516/1517 гг.). С.С. Подъяпольский также предполагал, что мастер, названный в летописях Боном Фрязином, и мастер, названный в разрядных книгах Мастробаном или Мастобаном, – одно лицо. Если это так, то Бон Фрязин (как и другие итальянские архитекторы, например, Алевиз Фрязин) был одновременно и военным инженером. Храм 1329 г. находился между Успенским и Архангельским соборами и не мог соответствовать по масштабу новым соборам, перестраиваемым итальянцами. Бон Фрязин поставил новую церковь преподобного Иоанна Лествичника примерно по одной оси с предшествующим храмом, но отнёс её значительно дальше на восток, за линию апсид Успенского и Архангельского соборов. В результате образовалась площадь с трапециевидными очертаниями, главная ось которой проходила по центру главного тронного зала Грановитой палаты и церкви преподобного Иоанна Лествичника. Строительство новой церкви-колокольни внесло в организацию площади принцип регулярности и центричности и стало этапом в формировании облика Кремля итальянскими мастерами. Бон Фрязин создал уникальное сооружение, отличающееся большим запасом прочности несущих конструкций, которые обеспечивали сохранность здания. На их прочность не повлиял даже взрыв мин, заложенных в 1812 г. французскими войсками под соборные звонницы. Исследователи полагают, что именно характер грунта и задачи строительства беспрецедентного для Москвы того времени высотного сооружения определили особенности фундамента, сложенного на сплошном свайном поле (на сваях разной длины, забитых практически вплотную друг к другу), выше его – ступенчатый белокаменный стилобат. На нём из кирпича был возведён восьмерик первого яруса, состоящий из двух этажей, на нижнем этаже разместился храм. Толщина стен достигает 5 м. Входили в церковь-колокольню с запада, через небольшой, но высокий притвор, перекрытый крестовым сводом (не сохранился), который опирался на белокаменные импосты (стёсаны, в настоящее время восстановлен один). Из притвора открывался вход в храм, а также на две внутристенные лестницы: прямую северную и винтовую южную. В плане церковь представляла собой один из известных в архитектуре Ренессанса типов центрического храма с экседрами. Однако традиционный октаконх подвергся здесь модификации. Из-за необходимости устроить притвор, а также из-за наличия двух лестниц, проходящих в толще стен восьмерика, архитектор отказался от трёх экседр, сделав три стороны западной части восьмерика прямыми, упразднил окно в северной экседре. Храм освещается только четырьмя окнами.

 



 
PR-CY.ru